Фонд Интеграции Экологической Культуры Развитие экологического туризма основанного на местных сообществах (ЭТОС) Климов Е.В. ШелЭКОвый путь
Фонд Интеграции Экологической Культуры Цели (статья 1): 1. сохранение биологического разнообразия; 2. устойчивое использование компонентов биологического разнообразия; 3. совместно получение на справедливой и равной основе выгод связанных с использованием генетических ресурсов. Одним из видов устойчивого использования компонентов биологического разнообразия является экологический туризм. Это отмечено в основных документах Конвенции (решение VII/14), где разработаны Руководящие принципы по реализации мероприятий, связанных с развитием туризма и биологическим разнообразием (см. В своей преамбуле КБР предает особую ценность биологическим ресурсам как ресурсам рекреационного значения. КБР поддерживает и поощряет к развитию, устойчивых форм туризма, а в частности экологического туризма и относит его к методам сохранения биологического разнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии (КБР)
Фонд Интеграции Экологической Культуры Путешествия в природу, причем главное содержание таких путешествий знакомство с живой природой, а также с местными обычаями и культурой. Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды. Содействие охране природы и местной социо-культурной среды. Экологическое образование и просвещение. Участие местных жителей и получение ими доходов от туристической деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы. Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов. Основные принципы экотуризма
Фонд Интеграции Экологической Культуры Попытки развивать туризм без участия местного населения или только как исполнителей определенных работ часто приводят к негативным последствиям. Для того чтобы вложенные средства «не ушли в песок» необходимо чтобы местные сообщества были задействованы в качестве активных участников и имели возможность сами принимать решения, управлять своими ресурсами, и решать, какой тип развития для них наиболее желателен. Участие местного населения может являться гарантом того, что значительная часть доходов от развития экотуризма останется в данном регионе и послужит стимулом к охране биоразнообразия.
Фонд Интеграции Экологической Культуры При правильной организации, планировании и управлении экотуризм может (и должен) привести к достижению следующего: Создание рабочих мест и источников дохода для местного сообщества, польза разным секторам обслуживания. Формирование знаний экотуристов о местности, в которую они приехали, заботы о ее сохранении и стимулирование экотуристов на внесение своего вклада в поддержание экологической ситуации. Растущее осознание того, что окружающая среда может быть экономически выгодным средством. Сохранение и возрождение вырождающихся местных знаний, традиций и ремесленничества. Повышение сплоченности внутри сообщества и развитию патриотизма.
Фонд Интеграции Экологической Культуры Необходимость меньших стартовых вложений и меньший объем получаемых результатов по сравнению с другими формами экономического развития. Широкое обращение валюты, которую привозят и тратят туристы. Улучшение имиджа и ценности местности, стимулирование дальнейших вложений государством.
Фонд Интеграции Экологической Культуры Сельское сообщество основанное на экологическом туризме (СВТ) - группа людей живущих в одной определенной территориальной единице (аул, деревня, село, поселок и т.п.) имеющие целью решение общих социальных, экологических, экономических задач через совместную реализацию экотуристской деятельности. Что такое СВТ?
Фонд Интеграции Экологической Культуры Основные этапы и подходы развития СВТ 1. Этап исследований, оценки и мониторинга 1.1. Оценка аттрактивности территории Выявление заинтересованных сторон среди местных жителей. По результатам данного исследования важно ответить на следующие вопросы: Кто из участников хочет/может взять на себя обязанности, какие именно? Кто хочет/может работать в различных сферах экотуристского бизнеса, в каких именно? Какие собственные интересы они могут реализовать? Оценка аттрактивности это важная часть исследовательской работы, которая позволит выявить существуют ли перспективы для развития экотуризма на данной территории Оценка потребностей.
Фонд Интеграции Экологической Культуры Основные этапы и подходы формирования СВТ 2. Этап обучения. «Основы экологического туризма» «Основы предпринимательства» «Уникальный туристский продукт» «Работа гостевых домов» «Основы гостеприимства» «Юрточный лагерь, разработка маршрута». «Организация питания» «Организация туристского бизнеса СВТ» Менеджмент и маркетинг экологического туризма Основы туристского деятельности Управление проектами
Фонд Интеграции Экологической Культуры 3. Этап формирования Общественного Совета по экотуризму Организационная структура Общее собрание Гостевые дома Поставщики товаров и услуг Гиды/проводники Контролирующий орган Председатель / координатор СВТ
Фонд Интеграции Экологической Культуры 4. Этап формирования турпродуктов и турпакетов Главный вопрос при создании турпродукта: для кого он предназначен? Кто его основной потребитель? Основной позицией маркетинга является удовлетворение потребностей клиентов.
Фонд Интеграции Экологической Культуры 4. Этап формирования турпродуктов и турпакетов Уникальный турпродукт Под доработкой и созданием уникального экотурпродукта понимается проектирование места, которое будет удовлетворять потребности целевых рынков туристов. Этот процесс состоит из работы над четырьмя компонентами, не исключающих друг друга: Самобытность территории Улучшение инфраструктуры Достопримечательности Люди
Фонд Интеграции Экологической Культуры 5. Этап продвижения на туристском рынке Стратегия продвижения экотурпродукта может включать комбинацию различных способов, в частности, следующих: 1. Информационное обеспечение и прямая реклама 2. Адресное предложение З. Организация продаж, а также их стимулирование (скидки, аукционы и т.п.); 4. Создание системы паблик рилейшнз (связей с общественностью); 5. Участие в специальных мероприятиях (торговых выставках, конференциях и т.п.).
Фонд Интеграции Экологической Культуры 5. Этап продвижения на туристском рынке Отличительные черты рекламы индустрии туризма: Туристическая реклама несет большую ответственность за истинность и точность передаваемых сообщений. Туристические услуги, в отличие от обычных товаров, не имеют постоянного качества, вкуса, полезности и потому нуждаются в приоритетном развитии таких функций рекламы, как информирование и пропаганда. Туристическая реклама требует использования зрительных наглядных средств, более полно отражающих объекты туристического интереса, поэтому здесь как нигде часто используются фотоматериалы, картины, красочная изопродукция.
ШелЭКОвый путь