Применение компьютерных технологий на уроках литературы Из опыта работы.
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок литературы стал интереснее, учителю необходимо осваивать новые технологии. Компьютер является средством обучения и инструментом решения учебных задач
Во - первых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку. Так, чтобы выяснить, насколько внимательно ученики прочитали текст художественного произведения, разработана система карточек для входящего контроля.
К 1 1.Чей это портрет: »Он был составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный,…глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные…». 2.Назовите фамилии гостей Обломова. 3..Как называется поместье Обломова?
Чей это портрет: а)» Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». б)»…господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод…» в)» Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке…самый крепкий и на диво стачанный образ». г)» На взгляд, он был человек видный; черты лица его не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…».
После изучения художественного произведения учащимся предлагается контрольная работа, составленная с учётом всех современных требований и ориентированная на особенности класса. Вариантов такой работы несколько, чтобы получить объективные результаты уровня обученности
Во – вторых, появление электронных библиотек позволяет решить проблему наличия тестов на уроках в старших классах. В школьной библиотеке нет достаточного количества произведений поэтов Серебряного века, Е.Замятина, М.Булгакова, В.Шукшина, А.Солженицына, поэтому возможность «скачать» необходимые тексты из сети Интернет, несомненно, помогает ученикам при изучении творчества этих и других писателей и поэтов. Кроме этого, при анализе эпизода прозаического или поэтического произведения появилась возможность приносить на урок распечатку необходимого материла. Учащиеся могут, используя карандаш, выполнять данные учителем задания: подчеркивать ключевые слова, тропы, детали портрета и так далее.
В-третьих, современные компьютерные технологии помогают оживить урок, сделать его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В первую очередь, конечно, речь идёт об использовании презентаций Power Point.
Мультимедийный проектор позволяет расширить возможности обычной лекции, ведь увеличивается зрительно-эмоциональное воздействие на ученика. Использование презентаций позволяют учащимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя или поэта.
Очень важным является то, что появилась возможность заранее выбирать необходимые для урока фрагменты фильма- экранизации художественного произведения, что существенно экономит время на уроке. В 10 классе я использую нарезки из фильма «Война и мир» режиссёра С.Бондарчука, «Преступление и наказание» режиссёра Д.Светозарова; в 11 классе отрывки из «Мастера и Маргариты», «Тихого Дона «.
Компьютерная программа Virtual dub позволяет отобрать нужный эпизод и, если необходимо, наложить на него музыку. Такие ролики я использую при анализе эпизода.
Тихий Дон\3Сватовство_.avi
Тихий Дон\4Проводы и работа_.avi
Тихий Дон\5Война_.avi
Таким образом, компьютерные технологии позволяют расширить объём учебной информации, улучшить организацию урока, вовлечь учащихся в коллективную деятельность, повысить учебную мотивацию