«Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения» Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Стандарты и учебный процесс в начальной школе
СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Развитие Личностное Социальное Общекультурное … Особенности новых стандартов: стандарты как общественный договор 2
организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты к структуре основных образо- вательных программ к результатам освоения основных обра- зовательных программ к условиям реализации основных образо- вательных программ Особенности новых стандартов: стандарты как система Требований 3
Результаты образования Личностные Мета предметныеПредметные Развитие «компетентности к обновлению компетенций» Особенности новых стандартов: деятельностная парадигма 4
самоценность каждого возраста субъект-субъектные отношения взаимное признание прав и ответственности уважение и доброжелательность вариативность системно-деятельностный подход Идеология стандарта: общая критериальная основа апробации Чему учить? и КАК УЧИТЬ? 5
деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляцияответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения Ожидаемые результаты: преемственность, развитие и коррекция 1 УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ Ожидаемые результаты: преемственность, развитие и коррекция 6
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возмож- ность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познава- тельной, саморегуляции Требования Стандарта: основные результаты начального образования 7
Базисный образовательный план Программа формирования и развития универсальных учебных действий Планируемые результаты и примерные учебные программы Модели оценочной деятельности Базовые образова- тельные технологии Механизмы воздействия стандарта как предмет апробации 8
Планируемые результаты: назначение и особенности 9 могут выполнять самостоятельно или с помощью могут выполнять самостоятельно и уверенно инструктивно- методический нормативный
Примерные программы: назначение и особенности 10 Примерная программа Пояснительная записка Планируемые результаты (обобщенная форма) Основное содержание Рекомендации Варианты тематического планирования Рекомендации по оцениванию Рекомендации по внеурочной деятельности Рекомендации по оснащению и методической литературе Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Технология
Модели оценочной деятель- ности: внутренняя оценка 1818 Внутренняя оценка Оценка учителя Состояние Диагностика Текущая Стартовая Срез Тематический Промежуточный Итоговый Динамика: индивидуальный прогресс Оценка ученика Само- оценка Взаимо- оценка Степень обобщенности оценки: дифференцирова нная, интегрированная Модели оценочной деятель- ности: внутренняя оценка
Несплошной текст (с иллюстрациями и таблицами) Система заданий по: чтению математике русскому языку окружающему миру __________________ Основная часть Дополнительная часть Критерии и нормы оценивания Модели оценочной деятельности: итоговая комплексная работа 12
Модели оценочной деятельности: итоговая комплексная работа 13
В качестве источника информации использует только учебник Описывает наблюдения с помощью учителя Пытается использовать различные источники информации Описывает наблюдения, используя знакомые способы Отбирает нужную информацию из большого ее массива Описывает наблюде- ния, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики ДАТА ___________ Навыки исследования: сбор и организация данных Модели оценочной деятельности: примеры инструментов: линейка 14
Методы оценивания Инструменты оценивания Критериальны е описания ЭталоныПамяткиЛинейки Наблюдения Оценивание процесса выполнения Выбор ответа, краткий ответ Открытый ответ (устный и пись- менный) Модели оценочной деятель- ности: методы и инструменты 15
Базовые образовательные технологии 16 Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовый и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие Базовые образовательные технологии 17
Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, постановка, решение и генерация математических задач Примеры учебной деятельности: Математика 18
Примеры учебной деятельности: Русский язык 2626 Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Этапы: 1. Решение 2. Цель 3. Задачи 4. План и программа 5. Проверка «на реализу- емость » 6. Выполнение 7. Презентация Базовые образовательные технологии 20
УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней Базовые образовательные технологии 21
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом Базовые образовательные технологии 2
Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, свободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр, центр «письма» стол с раздаточными материалами выставки, стенды и т.п. Образовательная среда 23
«мобильный класс» Переносная лаборатория учебные модели Образовательная среда 24
Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать ? Учитель 25
Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»; Организация работы учащихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности; Оценочная деятельность Учитель 26
ИКТ-компетентность Общепользовательские инструменты текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных Мультимедийные информационные источники Инструменты коммуникации электронная почта, Интернет ИКТ-средства системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование Учитель 27
К.Н.Поливанова. Проектная деятельность школьников В помощь учителю: серия «Стандарты второго поколения» 28
Примерные программы В помощь учителю: серия «Стандарты второго поколения» 29
Готовятся к изданию: Добиваемся успеха. Математика. Русский язык. Чтение. Окружающий мир. 1 – 4 кл. Диагностические задания. Математика. Русский язык. Чтение. Окружающий мир. 1 – 4 кл. Стартовая диагностика Наши достижения. И тоговые комплексные работы. 1 – 4 кл. Портфолио в начальной школе 3030 В помощь учителю: серия «Стандарты второго поколения»
Обсуждение Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 31