Информационные технологии управления
Примерная программа курса «Информационные технологии управления»: 1.Вводная часть. Определения, понятие информации и информационных технологий, классификация программных средств и т.п. 2.Табличный процессор Еxcel – возможности для анализа данных, хранения табличной базы, моделирования, решения экономических задач, прогноза, линейного программирования. 3.Базы данных. Типы баз данных. Нормализация. Реляционные СУБД. Формирование запросов. 4.Использование Интернет-технологий для поиска, хранения и представления информации. HTML, PHP и др. 5.Ресурсы сети Интернет. Глобальные базы данных. 6.Современные средства и методы анализа статистической информации. Statistica. 7.Нейронные сети и их использование для задач прогноза и классификации. Оперативная аналитическая обработка данных. 8.Информационная культура и информационная безопасность.
Управление (чем-либо) сводится к принятию решений на основе имеющейся информации. Информационные технологии могут применяться в управлении в том числе для: 1.Поиска новой информации. 2.Сбора информации. 3.Хранения и накопления информации 4.Анализа информации. 5.Представления информации. 5. Автоматизации принятия решений.
ИНФОРМАЦИЯ, МЕТОДЫ ЕЁ ХРАНЕНИЯ, ОБРАБОТКИ И ПЕРЕДАЧИ Определения информации: "Информация это мера изменения во времени и пространстве структурного разнообразия систем" (Эшби). "Информация - есть мера организованности системы, точно также энтропия системы есть мера дезорганизованности системы." (Н. Винер) В науке нет единого мнения по поводу определения информации В широком, философском смысле «информация» это отражение реального мира; в узком смысле «информация» это любые сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования. Понятие «информация» предполагает наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приёмника и канала связи между источником и приёмником.
ИНФОРМАЦИЯ, МЕТОДЫ ЕЁ ХРАНЕНИЯ, ОБРАБОТКИ И ПЕРЕДАЧИ Некоторые свойства информации: - релевантность – способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя; - полнота – свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект и/или процесс; - своевременность – способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени; - достоверность – свойство информации не иметь скрытых ошибок; - доступность – свойство информации, характеризующее возможность её получения данным потребителем; -защищённость – свойство, характеризующее невозможность несанкциони- рованного использования или изменения; - эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объёма информации с точки зрения потребителя. Данные (лат. data) – это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки её техническими средствами, например, на компьютере.
Количество информации – это числовая характеристика сигнала, отражающая ту степень неопределенности (неполноту знаний), которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала. Эту меру неопределённости в теории информации называют энтропией. Если неопределенности нет, информация называется полной. Например, человек бросает монету и наблюдает, какой cтopoной она упадёт. Обе стороны монеты равноправны, поэтому одинаково вероятно, что выпадет одна или другая сторона. Такой ситуации приписывается начальная неопределённость, характеризуемая двумя возможностями. После того, как монета упадёт, достигается полная ясность, и неопределённость исчезает (становится равной нулю). Количество информации, которое можно получить при ответе на вопрос типа «да-нет», называемся битом. При получении информации в 1 бит неопределенность уменьшается в 2 раза. Каждое бросание монеты дает нам информацию в 1 бит. Группа из 8 битов информации называется байтом. 1 байт – информация, которую можно получить при ответе на 8 вопросов «да- нет». Производные единицы информации: килобайт (1024байт), мегабайт (1024Кбайт), гигабайт (1024Мбайт) и т.д.
Сбор информации – эго деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем – аппаратно. Для современных автоматизированных систем сбор информации – это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для данной информационной системы. Обмен информацией (передача и прием информации) – это процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель – принимает. Обмен информации производится с помощью сигналов, являющихся ее материальным носителем. Накопление информации - процесс формирования исходного, несистематизированного массива информации. Среди получаемой информации может быть ценная или часто используемая, однако часть информации в данный момент времени особой ценности может не представлять, хотя, возможно, потребуется в дальнейшем. Хранение информации – это процесс поддержания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных по запросам конечных пользователей в установленные сроки. Обработка информации – это упорядоченный процесс ее преобразования в соответствии с алгоритмом решения задачи.
Информационная технология это совокупность методов и средств целенаправленного изменения каких-либо свойств информации (данных). Примеры ИТ: перевод текста с языка на язык, построение графиков по числовым данным, графическая обработка изображений и т.п. Как правило, в результате ИТ данные представляют в виде, более удобном для восприятия (текстовая, графическая, аудиоинформация, видеоинформация и др.) Классификация информационных технологий: - По функциям обеспечения управленческой деятельности: технологии подготовки текстовых документов на основе текстовых процессоров; технологии подготовки иллюстраций и презентаций на основе графических процессоров; технологии подготовки табличных документов на основе использования табличных процессоров; технологии разработки программ на основе алгоритмических, объектно-ориентированных и логических языков программирования; технологии систем управления базами данных (СУБД); технологии поддержки управленческих решений на основе систем искусственного интеллекта; гипертекстовые технологии и технологии мультимедиа. - По типу пользовательского интерфейса: командный; графический интерфейс пользователя; интерфейс поисковых систем и т.д. - По степени пространственного взаимодействия, отражающего ту или иную форму и степень использования вычислительных сетей. - По способу реализации в информационных системах: традиционные и новые. - По способу построения сети: локальные; многоуровневые; распределенные. - По обслуживаемым предметным областям: бухгалтерский учет; банковская деятельность и т.п.
Какие программные средства обеспечивают функционирование современных информационных технологий? Программные средства для обеспечения информационных технологий подразделяются на системные и прикладные. Системные программные средства предназначены для обеспечения деятельности компьютерных систем как таковых. В их составе выделяют: тестовые и диагностические программы; антивирусные программы; операционные системы; командно-файловые процессоры (оболочки). Прикладные программные средства классифицируются следующим образом: системы подготовки текстовых, табличных и др. документов; системы подготовки презентаций; системы обработки финансово-экономической информации; системы управления базами данных; личные информационные системы; системы управления проектами; экспертные системы и системы поддержки принятия решений; системы интеллектуального проектирования и совершенствования управления; программы для работы в сети Интернет; прочие системы. Программное обеспечение компьютера бывает базовое, системное, служебное и прикладное.
Системы подготовки текстовых документов предназначены для создания управленческих документов и различных информационных материалов текстового характера. Они включают в себя: текстовые редакторы; текстовые процессоры; настольные издательские системы. Системы обработки финансово-экономической информации предназначены для обработки числовых данных, характеризующих различные производственно-экономические и финансовые явления и объекты, и для составления соответствующих управленческих документов и информационно-аналитических материалов. Они включают в себя: универсальные табличные процессоры; специализированные бухгалтерские программы; специализированные банковские программы (для внутрибанковских и межбанковских расчетов); специализированные программы финансово-экономического анализа и планирования. Системы управления базами данных предназначены для создания, хранения и манипулирования массивами данных большого объема. Разные системы этого класса различаются способами организации хранения данных и обработки запросов на поиск информации, а также характером хранящихся в базе данных. Системы управления проектами предназначены для управления ресурсами различных видов (материальными, техническими, финансовыми, кадровыми, информационными) при реализации сложных научно-исследовательских и проектно-строительных работ.
Личные информационные системы предназначены для информационного обслуживания рабочего места управленческого работника и, по существу, выполняют функции секретаря. Они, в частности, позволяют: планировать личное время на различных временных уровнях, при этом система может своевременно напоминать о наступлении запланированных мероприятий; вести персональные или иные картотеки и автоматически выбирать из них необходимую информацию; вести журнал телефонных переговоров и использовать функции, характерные для многофункциональных телефонных аппаратов; вести персональные информационные блокноты для хранения разнообразной личной информации. Системы подготовки презентаций предназначены для квалифицированной подготовки графических и текстовых материалов, используемых в целях демонстрации на презентациях, деловых переговорах, конференциях. Для современных технологий подготовки презентаций характерно дополнение традиционных графики и текста такими формами информации, как видео- и аудиоинформация, что позволяет говорить о реализации гипер-медиа технологий. Экспертные системы и системы поддержки принятия решений предназначены для реализации технологий информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений на основе применения экономико-математического моделирования и принципов искусственного интеллекта. Системы интеллектуального проектирования и совершенствования управления предназначены для использования так называемых CASE-технологий (Computer Aid System Engineering), ориентированных на автоматизированную разработку проектных решений по созданию и совершенствованию систем организационного управления.