Контроль за выполнением национальных проектов и оценка результатов Субрегиональный семинар Национальных координаторов ГЭФ Европа и страны СНГ 1-2 апреля 2008 г, Белград
2 Примерная тематика презентаций Мониторинг и оценка проектов Роль Национальных координаторов в мониторинге и оценке проектов Контроль портфеля проектов: средства и методы контроля Мониторинг: вопросы для обсуждения Оценка: вопросы для обсуждения
3 Зачем нужны мониторинг и оценка?2 (2) Мониторинг позволяет получать данные, которые необходимы руководству для принятия решений в процессе выполнения проектов, а также информацию для ГЭФ о результатах работ. Мониторинг включает: систематический и своевременный сбор в процессе выполнения проектов качественной и количественной информации, позволяющей контролировать прогресс в осуществлении проекта и накапливать фактические данные о результатах; своевременное выявление проблем, затрудняющих выполнение проектов, и мер для их разрешения. Процедура оценки помогает сформулировать полученные уроки и рекомендации для подготовки будущих проектов, выбора стратегий и формирования портфеля проектов. Эта процедура включает: Периодическую оценку результатов (т.е. данных об отдаче проекта, о состоянии среды и воздействиях) в соответствии с показателями важности, эффективности, результативности и устойчивости.
4 Роль Национального координатора ГЭФ в мониторинге и оценке Роль Национальных координаторов зависит от конкретных условий в стране ….. Какова роль и возможные обязанности Национального координатора в мониторинге и оценке? Контролировать вопросы поддержки ГЭФ на национальном уровне; Способствовать использованию рекомендаций и полученных уроков, особенно при подготовке новых проектов; Способствовать распространению информации по вопросам мониторинга и оценки выполнения проектов ГЭФ; Информировать и консультировать заинтересованные стороны по программам, выполнению и результатам деятельности в области мониторинга и оценки проектов ГЭФ; Помогать Офису оценки, в качестве первого представителя ГЭФ в стране, в проведении оценивания: привлекать к участию заинтересованные стороны, координировать совещания, помогать в составлении программ совещаний, координировать национальные отклики на результаты оценивания. Другие примеры?
5 Контроль портфеля проектов: Средства и подходы Мониторинг и оценка портфеля проектов: какой опыт накоплен? Создание простой системы контроля проектов ГЭФ (см. слайд 7). Включение программы поддержки ГЭФ в национальную систему контроля международных грантов и займов. Подготовка отчетов о соответствии деятельности ГЭФ целям и задачам национального развития (Цели программы Проблемы развития в новом тысячелетии? Отчетность по Конвенциям?) Организация тесного сотрудничества с Агентствами мониторинга и оценки ГЭФ и менеджерами проектов. Обмен опытом и информацией на субрегиональных и национальных семинарах. Поддержка проведения ежегодных конференций, посвященных обсуждению вопросов выполнения проектов, обмена опытом, уроков и результатов, с привлечением основных участников проектов ГЭФ в стране.
6 Источники информации: Отчеты о выполнении проектов, которые ежегодно составляются участниками проектов и агентствами ГЭФ (с данными о самооценках). Отчеты о мониторинге проектов, подготовленные агентствами ГЭФ. Оценки проектов: промежуточные и итоговые (независимые). Системы отслеживания целей национального развития. Обмен знаниями во время конференций (встречи с участием комиссий по национальной координации и других Национальных координаторов, ежегодные семинары с участием Исполнительных и Исполняющих Агентств, других участников процесса – неправительственных организаций, представителей местных общин и т.д.). Информация, полученная из организованных комиссий по тематическим направлениям, сетей, из анализа экологических оценок, а также данных других видов природоохранной деятельности. Результаты оценивания, проведенного Офисом оценки ГЭФ и независимыми Офисами оценки Агентств ГЭФ.
7 Контроль портфеля проектов - пример Система контроля портфеля проектов Данные о проекте: Название проекта и идентификационный номер ГЭФ (и ваш идентификационный номер) Тематическое направление (стратегический приоритет) Агентство ГЭФ Национальное Исполнительное Агентство Финансовая информация: грант ГЭФ (включая предварительное финансирование, выделение средств по программа СВР) и совместное финансирование (данные об источниках) Даты цикла выполнения проекта (предполагаемые и фактические даты: подачи предложения на финансирование проекта, получения гранта на подготовку проекта, одобрения Советом ГЭФ, утверждения Исполнительным директором ГЭФ, начала и окончания выполнения проекта) Цель(цели) Ожидаемый (е) результат (ы) Ожидаемый вклад в достижение целей программы ГЭФ 4 Информация о состоянии проекта (обновляется по крайней мере два раза в год) Рейтинги: ход выполнения проекта и вероятность достижения поставленных целей После окончания проекта: анализ фактических результатов и полученных уроков Документация проекта Контактное лицо для координации проекта и связи с агентством ГЭФ Эта информация учитывается при оценке общих экологических выгод более высокого уровня, а именно, достижение национальных целей, решение задач программы Проблема тысячелетия и достижение стратегических целей ГЭФ. Используйте простую форму представления данных, собирайте и регистрируйте только ту информацию, которая реально будет использоваться!
8 Контроль портфеля проектов: Зачем это нужно? (1) Обеспечивает возможность общего обзора портфеля проектов ГЭФ, выполняющихся в настоящее время в стране. Способствует лучшей координации деятельности сторон, участвующих в выполнении проектов ГЭФ на уровне страны, включая министерства, Исполнительные и Исполняющие Агентства, общественные организации и т.д. Предоставляет исходные данные для принятия решений по вопросам получения поддержки со стороны ГЭФ. Схема выделения ресурсов: формирование приоритетов. Утверждение проектов. Планирование поддержки в будущем. Обеспечивает возможность постоянного контроля достижений в области охраны окружающей среды в контексте национальных целей, проблем нового тысячелетия, стратегических целей и полномочий ГЭФ. Помогает достичь гармонии в деятельности участников проектов: предотвратить разобщенность и согласовать действия доноров, агентств, политические решения правительства и т.д.
9 Контроль портфеля проектов: Зачем это нужно? (2) Чтобы иметь полную информацию о ходе выполнения проектов (начало, окончание, основные события, задержки). Чтобы применять эффективный метод решения общих проблем, неоднократно встречающихся в портфеле проектов. Чтобы разрешать проблемы, возникающие в процессе выполнения проектов (имеющие отношение к национальным проблемам). Чтобы учитывать и распространять ранее наработанный ценный опыт и готовить рекомендации для будущих работ и подготовки новых проектов. Чтобы иметь возможность распространения информации о национальных проектах ГЭФ среди всех агентств. Чтобы обеспечить поддержку портфеля проектов ГЭФ со стороны заинтересованных сторон и министерств. Другое?
10 Мониторинг: Вопросы для обсуждения Как партнеры работают вместе в процессе мониторинга (Национальный координатор, агентство, специалисты, участвующие в реализации проекта, техническое министерство или департамент, те, кто получат выгоды от проекта…)? Кто проводит мониторинг? Как обращается информация? Как Национальный координатор может поддерживать портфель проектов ГЭФ на уровне руководства страны и в процессе принятия решений? Дальнейшее развитие инструментов контроля портфеля проектов. Как используются имеющиеся средства? Какая информация требуется? Как эта информация будет использоваться? Кто должен принимать участие в национальном форуме по обмену знаниями? Каким образом?
11 Дополнительная информация…. Политика ГЭФ по вопросам мониторинга и оценки проектов: раздел Стратегии и Процедуры Оценки корпоративных программ ГЭФ и полученные уроки: раздел Публикация или Текущие оценки. Оценки проектов (161 итоговых оценок): раздел База данных по проектам, для поиска вызвать раздел «Документация по оценкам». Электронная почта: