Қ аза қ стан Республикасыны ң бiлiм ж ә не ғ ылым министрлiгi Министерство образования и науки Республики Казахстан Қ останай облысы ә кімдігіні ң білім бас қ армасы Управление образования акимата Костанайской области Қ останай құ рылыс колледжi Костанайский строительный колледж Тема: Реализация воспитательных задач урока в процессе познавательной деятельности учащихся Орында ғ ан о қ ытушы:Храмей Ирина Сергеевна Выполнил преподаватель : Храмей Ирина Сергеевна Костанай қ аласы Город Костанай 2010 г.
Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. Реализация воспитательных целей, воспитательных требований урока – один из важнейших элементов современного обучения. Урок должен быть воспитывающим. Под этим подразумевается: 1.Выявление и использование на уроке воспитательных возможностей 2. Четкая постановка воспитательных целей и реализация этих целей через систему воспитательных задач. 3. Организация сотрудничества в процессе урока. Цель : совершенствование умения формировать воспитательные цели урока.
При определении воспитательных целей необходимо: а) показывать роль отечественных и зарубежных ученых в развитии информатики и техники б) знакомить с ролью информатики в создании материально-технической базы народного хозяйства в) раскрывать основные достижения и перспективы науки и техники г) развивать трудовые навыки и воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда. Каждый учитель на своем уроке реализует воспитательные цели по-разному, используя для этого различные методы. Остановлюсь подробнее на некоторых методах реализации воспитательных задач, которые я применяю на своих уроках.
Коллективная деятельность на уроке. В своей педагогической деятельности я особое внимание уделяю использованию коллективного обучения учащихся. В этом случае сильная группа учащихся разрабатывает электронное пособие по определенной теме, а другая группа работает по нему, использует его в качестве дополнительной литературы. Такая работа дает большой воспитательный эффект: в ней задействованы все учащиеся, и уже отказаться от ее выполнения кому- либо трудно, так как в случае отказа это может повлиять на отношения между этим учеником и классом. Здесь возникают состязательные моменты, каждый старается выполнить свою часть работы не хуже других. Создаётся благоприятный микроклимат, что дает возможность каждому ученику проявить свое «Я», активно вступить в деятельность и общение, а также воспринимать «Другого» и открывать «Другому» свой внутренний мир. Результатом использования коллективной деятельности являются созданные учащимися электронные пособия по темам «Основы логики», «Постоянный ток», «Калькулятор», тест по теме»Электрический ток», «Системы счисления».
Мультимедийный урок. Возможности современного компьютера позволяют человеку работать с информацией, которая воспринимается не только зрением, но и слухом, интерактивно. Такой урок предполагает творчество учителя. Но хорошо, когда учитель не только конструирует сам, но и берет в соавторы ученика, для развития его творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В условиях бурного развития техники – это важный этап социализации школьников. Они с гордостью рассказывают родителям, что их работа была продемонстрирована всем на «большом экране» и что их учителя постоянно используют современную технику. Например, при изучении дисциплины «Компьютерная графика»учащиеся выполняют творческие работы в векторном редакторе CorelDraw такие как « Дизайн кухни, спальни, зала», наиболее удачные работы учащихся я проецирую на экран в качестве образца. Так же создано электронное пособие по теме «Алгебра логика», «Система счисления».
Интегрированные уроки. Информационные технологии обучения дают возможность преподавателю спроектировать обучающую среду. Преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ. К созданию таких обучающихся сред активно привлекаются ученики. Причем такая работа ведется в рамках сразу двух предметов. Примером являются созданные презентации «Андроновская культура» (Культурология и информатика), «Лестница, без риска для жизни»( строительные материалы и информатика), «Первые писатели казахской литературы»( казахская литература и информатика), «Чертежи планов, разрезов, фасадов и элементов здания» ( черчение и информатика)
Профильная дифференциация, как по уровню, так и по содержанию обучения. Профильное обучение должно обеспечивать социальную адаптацию учащихся к нынешним социально-экономическим условиям в стране, помочь найти им свое место в жизни, дать определенные знания, умения и навыки для реализации профессиональной деятельности. Во-первых: в рамках одной и той же учебной темы в разных профилях предлагаются разные задания. А во-вторых: сама программа скорректирована соответственно профилю. Например, для специальности «Архитектура»- создание презентаций, текстовых документов, проектов зданий в программе ArchiCad, разработка дизайна зданий, комнат в программе CorelDraw; для специальности «ПОВТ и АС»- программирование в различных средах, знание устройства компьютера, умение овладевать современными ПО.
Организация внеклассной деятельности. Во внеурочной работе применяются такие методы, которые в комплексе осуществляют формирование и совершенствование самореализации индивидуальности это конкурсы-проекты, сетевые игры, подготовка к НОУ. При организации такой внеклассной формы групповой работы подход к обучению может быть только личностно-ориентированным: обучение в малых группах по принципу сотрудничества. Требования к участникам проектов достаточно высоки, к ним можно дополнить и некоторые "правилами хорошего тона", без чего групповая работа, да и еще с партнерами, находящимися на расстоянии, просто невозможна. Прежде всего, это доброжелательность при всех обстоятельствах; обязательность выполнения всех заданий в оговоренные сроки; взаимопомощь в работе. Примером является научно- исследовательская работа с учащимися по темам « Тепловые двигатели», «Векторный редактор CorelDraw».
Велика и социальная значимость дружественной атмосферы, которая возникает при реализации любого из вышеперечисленных методов. В условиях такой атмосферы ученики начинают понимать, что помощь может приходить к ним из разных источников, и, постепенно овладевая навыками общения со своими сверстниками и старшими, осознавать, что опыт и умения их товарищей и учителей нередко оказываются полезными и нужными всем. Таким образом, создается благоприятная воспитательная среда.