Эффективность преподавания: реальная практика и требования ФГОС второго поколения Семинар г., ИОЦ Сидельникова М.Ю., заведующая ИОЦ
Эффективность преподавания (проект «Самооценка ОУ») Показатели: Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников по предметам (в том числе – в форме ЕГЭ)* Процент выпускников, которые получили за ЕГЭ по математике, русскому языку положительные отметки (средний показатель за три года) * Процент обучающихся, справившихся с итоговыми контрольными работами при прохождении ОУ последней аккредитации (аттестации)
Эффективность преподавания (проект «Самооценка ОУ») Показатели: Соответствие результатов внутреннего контроля результатов обучающихся результатам внешнего независимого оценивания (по ступеням образования и по основным предметам учебного плана), в том числе – в форме ЕГЭ. Число образовательных технологий, используемых в образовательном процессе в соответствии с образовательной программой ОУ
Эффективность преподавания (проект «Самооценка ОУ) Показатели: Вовлеченность и заинтересованность обучающихся в образовательном процессе* Наличие обучающихся – призеров олимпиад, предметных конкурсов областного уровня (показатель за три последних учебных года)* Наличие обучающихся – участников олимпиад, предметных конкурсов всероссийского уровня (показатель за три последних учебных года)*
Эффективность преподавания (проект «Самооценка ОУ») Показатели: Мониторинг эффективности преподавания
Эффективность преподавания (проект «Самооценка ОУ») Справляемость со стандартом Система оценивания Образовательные технологии Организация работы с отдельными группами обучающихся Мониторинг эффективности преподавания
Эффективность преподавания (проект «Самооценка ОУ») Характеристика эффективности работы педагогов (содержание образования, технологии, система и эффективность оценивания, организация урока, мониторинг эффективности преподавания ) Характеристика результатов обучающихся (справляемость со стандартом, деятельность на уроке, достижения отдельных групп обучающихся)
Содержание преподавания Знание предмета Стандарт, примерная программа, авторская программа, рабочая программа учителя, методические письма по предмету БУП УМК ( преемственность) Межпредметные связи КИМы
Технологии Технологизация урока (системно- деятельностный подход) Технология развивающего обучения Занкова Технологии обучения в системе «Школа 2100» Проектная деятельность РКМЧП Дебаты ИКТ
Система оценивания Проблема- несоответствие результатов внутреннего и внешнего контроля (процедура «Пять почему»)
11 Организация и эффективность урока, структура урока в разных странах (естественнонаучные предметы, 8 класс)
12 Организация и эффективность урока, структура урока
13 Характеристика групп стран Группа 1 – Значительное время на объяснение нового материала, мало времени на проверку выполнения домашних заданий и письменный контроль; на деятельность учащихся меньше времени, чем в других группах. Группа 2 – Значительное время на деятельность учащихся, мало времени на объяснение нового материала, проверку выполнения домашних заданий и контроль знаний. Группа 3 – Время на объяснение нового материала и на деятельность учащихся, среднее по сравнению с другими группами, больше времени на проверку выполнения домашних заданий и на письменный контроль знаний. Россия – Как в странах Группы 3. Письменный контроль и проверка выполнения домашних заданий имеют наибольшее значение по сравнению с другими странами.
Мониторинг эффективности преподавания Презентация Кудряшовой О.А.
Справляемость со стандартом или Как в истории менялись требования к образовательному результату? Школа зубрежки Школа объяснения (Я.А. Коменский) Школа развития (Л.С. Выготский) «ИСТИНЫ»ЗНАНИЯ ДЕЙСТВИЯ
Деятельность на уроке, проблемный диалог Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками
1.Подготовительный (проблемно-целевой: предметная область, тема, цели, задачи, аннотация).тема 2.Проектировочный (разработка сценария: варианты исследовательских проблем, выдвижение гипотез, планирование). 3.Практический (сбор и анализ информации, подготовка презентаций, публикаций, аналитическая работа). 4.Контрольно-коррекционный (промежуточное обсуждение, корректировка). 5.Защита проекта (самооценка, оппонирование, экспертиза, выводы). Деятельность на уроке, этапы проекта УчительУченик
ставят цели и сами их реализуют учатся работать в группах соотносят свои цели с задачами других получают реальный продукт коллективной работы самооценка Деятельность на уроке, функции ученика
Достижения отдельных групп учащихся Программа коррекционный работы Программа работы с одаренными детьми ИУП и ИОП Программы дополнительного образования Программы элективных курсов, курсов по выбору Программы факультативных курсов НОУ Исследовательская и проектная деятельность
Более эффективные школы в России (по результатам исследований PISA и TIMSS) Более крупные образовательные учреждения – с хорошей материальной базой, – c укомплектованным штатом учителей, – c хорошими образовательными ресурсами (библиотекой, лабораторным оборудованием, компьютерами и т.д.), Больше учителей, удовлетворенных своей работой Более мотивированные учащиеся Доброжелательные отношения между учащимися и учителями Хорошая дисциплина Высокие требования к учащимся и др. И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в
Учащиеся в более эффективных школах (по результатам исследований PISA и TIMSS) В ыявлено, что учащиеся имеют более высокие результаты, если: Они хорошо мотивированы, Не тревожны, Верят в собственные силы и способности, Владеют эффективными стратегиями обучения (включая постановку цели, выбор стратегий, самоконтроль и самооценку процесса обучения) И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в
ФГОС 309 ФЗ ФЗ «Об образовании» (новая редакция) Приказ Министерства образования и науки РФ от г. 373 Приказ Министерства юстиции РФ от г
ФГОС, структура стандартов Впервые стандарты разрабатываются не как требования к предметному содержанию образования, а как целостная система требований ко всей системе образования страны (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании»): Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к структуре основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ
ФГОС, содержание стандартов Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования, идеальный портрет выпускника и систему универсальных учебных действий Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра Позиционирование воспитательной работы как важнейшей составной части и результата стандартов Новая система организации образовательного процесса через новую структуру БУПа, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.
ФГОС, результаты общего образования Предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.) Предметные результаты Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) Метапредметные результаты Личностные результаты (система ценностных отношений, интересы, мотивация учащихся и др.) Личностные результаты