Доклад Тема : «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики через применение ИКТ» Учитель физики МОУ «Бобылевская ООШ» Жданова В.Н
Актуальность Актуальность «Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». «Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Одним из важнейших направлений модернизации школьного образования на современном этапе его развития является использование средств информационных и коммуникационных технологий. Одним из важнейших направлений модернизации школьного образования на современном этапе его развития является использование средств информационных и коммуникационных технологий.
Определение цели Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых. способностей обучаемых.
Задачи : - Создавать условия для оптимального развития познавательных и творческих способностей учащихся; - Создавать условия для оптимального развития познавательных и творческих способностей учащихся; - инициировать новые виды учебной деятельности учащихся средствами ИКТ; - инициировать новые виды учебной деятельности учащихся средствами ИКТ; - соотносить дидактические возможности и методические функции электронных образовательных ресурсов с планируемыми образовательными результатами; - соотносить дидактические возможности и методические функции электронных образовательных ресурсов с планируемыми образовательными результатами; - формировать мотивационную готовность учащихся к обучению. - формировать мотивационную готовность учащихся к обучению.
- Не секрет, что в настоящее время интерес к учебе у детей падает, развивать стремление к познанию довольно сложно. - Не секрет, что в настоящее время интерес к учебе у детей падает, развивать стремление к познанию довольно сложно. -не секрет, что в рейтинге предметов физика занимает отнюдь не первое место. -не секрет, что в рейтинге предметов физика занимает отнюдь не первое место. - В последние годы школьная программа все больше ориентируется на передачу и получение информации, отработку репродуктивных навыков, а не на развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся. Проблема Проблема
Как войти в мир физики? Ощутить его красоту, почувствовать дыхание его тайн? Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску. от них к прочному знанию и научному поиску.
"Детская природа требует наглядности", - писал русский педагог К.Д.Ушинский[1], и это требование легко может быть удовлетворено средствами компьютерных технологий, незаменимых в создании и проведении нестандартных, интересных уроков. [1] [1] Зверева Н. М Активизация мышления учащихся на уроках физики. [1] М.: Просвещение, 1980, с.10 М.: Просвещение, 1980, с.10
Применение компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность использовать в учебной практике психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения. Применение компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность использовать в учебной практике психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения. Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс. Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс.
В процессе преподавания физики информационные технологии могут быть использованы в различных формах. В процессе преподавания физики информационные технологии могут быть использованы в различных формах. - мультимедийные сценарии уроков (презентации); - мультимедийные сценарии уроков (презентации); - применение готовых учебных и демонстрационных программ; - применение готовых учебных и демонстрационных программ; - электронные уроки и тесты; - электронные уроки и тесты; - внеурочная деятельность. - внеурочная деятельность.
Мультимедийные сценарии уроков Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point, входящей в состав пакета программ Microsoft Office. Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point, входящей в состав пакета программ Microsoft Office. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.
Достоинства компьютерных презентаций : Увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала, развитию познавательного интереса. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала, развитию познавательного интереса. Уроки с использованием информационных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче. Уроки с использованием информационных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче. Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний.
Презентации используются при объяснении нового материала
При повторении пройденного материала (презентации-опросы)
Тестирование
Применение готовых учебных и демонстрационных программ
Электронные уроки и тесты. Электронные уроки и тесты. Имеется и теоретический материал,и превосходные видеоролики иллюстрирующие разнообразные явления,компьютерные анимации, вопросы и задачи для закрепления материала. Имеется и теоретический материал,и превосходные видеоролики иллюстрирующие разнообразные явления,компьютерные анимации, вопросы и задачи для закрепления материала. Электронные уроки и тесты можно использовать на любом уроке. Электронные уроки и тесты можно использовать на любом уроке.
образовательные сайты и порталы school.ru и school.ru и school.ruhttp:// school.ruhttp://
Внеурочная деятельность Учащиеся активно участвуют во внеклассной работе по физике. Они готовят творческие работы, рефераты, проекты. Защита работ учащихся сопровождается демонстрацией мультимедийной презентацией. Выполнение работ требует хорошего владения компьютерной технологией: быстрый поиск информации в различных источниках, в том числе и по сайтам в Интернете, подготовка материала для публикации или презентации, создание публикации в Microsoft Office Publisher и презентации в Microsoft Power Point. Учащиеся активно участвуют во внеклассной работе по физике. Они готовят творческие работы, рефераты, проекты. Защита работ учащихся сопровождается демонстрацией мультимедийной презентацией. Выполнение работ требует хорошего владения компьютерной технологией: быстрый поиск информации в различных источниках, в том числе и по сайтам в Интернете, подготовка материала для публикации или презентации, создание публикации в Microsoft Office Publisher и презентации в Microsoft Power Point.
Вывод: Применение информационно-коммуникационной технологии на уроках физики и во внеурочной деятельности позволяет: Применение информационно-коммуникационной технологии на уроках физики и во внеурочной деятельности позволяет: - учитывать индивидуальные особенности учащихся; - учитывать индивидуальные особенности учащихся; - развивать творческие и исследовательские способности; - развивать творческие и исследовательские способности; - воспитывать интерес к самостоятельной познавательной деятельности учащихся; - воспитывать интерес к самостоятельной познавательной деятельности учащихся; - обеспечивать качественное усвоение программного материала; - обеспечивать качественное усвоение программного материала; - обеспечивать повышение качества знаний учащихся при обучении физики. - обеспечивать повышение качества знаний учащихся при обучении физики.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму». Китайская пословица