Федеральный государственный образовательный стандарт Москва январь, 2012 Планируемые результаты и система оценки их достижения
2 Круг обсуждаемых вопросов 1.Смысл введения стандарта и планируемые результаты 2.Планируемые результаты: структура и круг задаваемых учебных задач 3.Система оценки достижения планируемых результатов 4.Достижение планируемых результатов: проектирование учебного процесса
3 1.Смысл введения стандарта и планируемые результаты
Основы ФГОС СОЦИАЛЬНЫЕ: запросы семьи, общества, государства ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: концепция духовно- нравственного воспитания НАУЧНЫЕ: фундаментальное ядро содержания общего образования СТРУКТУРА: три системы требований СТАТУС: нормативный документ непрямого действия Смысл введения нового стандарта – ориентировать систему образования на реализацию парадигмы деятельностного развития ОСОБЕННОСТИ: конвенциональная норма ориентация на результат деятельностный подход КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС
5 Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятель- ности системы образования Требования к условиям ре- ализации ООП Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы Три системы Требований стандарта
6 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач В чем проявляется достижение основных образовательных результатов? личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение системати- ческих знаний, преобразование, при- менение и самостоя- тельное пополнение знаний
7 Планируемые результаты как механизм реализации требований ФГОС Планируемые результаты как механизм реализации требований ФГОС ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: личностные, метапредметные, предметные Портрет выпускника Ведущие целевые установки ООП или требования к результатам ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И СИСТЕМЫ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ достижения планируемых результатов УчащиесяОУ Система образования Инфраструк- тура
8 Фундаменталь- ное ядро содер- жания образо- вания Примерная образовательная программа ОУ Образовательный процесс Концепция духовно- нравственного воспитания Запросы семьи, общества, государства ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Поясни- тельная записка Плани- руемые резуль- таты Система оценки СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ форми- рования УУД учеб- ные духовно нравст- венного развития коррек- ционной работы ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Учебный план Система условий реализа- ции ООП Автор- ские прог- раммы и УМК Внеш- няя оцен- ка Образовательная программа ОУ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Программы: формиро- вания куль- туры здоро- вого и безо- пасного об- раза жизни
9 2. Планируемые результаты: структура и круг задаваемых учебных задач
10 Планируемые результаты и оценка их достижения: сферы ответственности Планируемые результаты и оценка их достижения: сферы ответственности Выпускник, педагог, ОУ; Чему учить система образования: система образования, ОУ Ради чего учить и научить
11 Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку опорный учебный материал актуальные: исполнительская компетентность Выпускник научится перспективные: зона ближайшего развития На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Выпускник научится» Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале Задания повышенного уровня Задания базового уровня Особое место занимают: Русский язык Математика Чтение. УУД
12 … включают : Приобретение знаний Сотрудничество Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Развернутая коммуникация Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индиви- дуального прогресса в учении Навыки 21 го века … требования : Освоение системы знанийОсвоение системы знаний Приобретение и интеграция знаний Сотрудничество Решение творческих и поисковых проблем Использование ИКТ для обучения Коммуникация Самоорганизация и саморегуляция Личностный смысл учения и рефлексия Ценностно-смысловые установки Россия : Стандарт, 2010 Планируемые результаты: Круг решаемых учебных задач Планируемые результаты: Круг решаемых учебных задач Технологии Личностно- центрирован- ное обучение Создание учебных ситуаций, Дифференциция требований, Индивидуализа- ция обучения Интеграция Интеграция ИКТ в учебный процесс Инструмент деятельности Расширение границ
13 Примеры заданий для итоговой оценки: учет круга решаемых задач и специфики предмета Примеры заданий для итоговой оценки: учет круга решаемых задач и специфики предмета устные и письменные; для стандартизированных итоговых работ и для текущей (накопленной) оценки комплексного характера, позволяющие оценить все умения характеризующие достижение данного результата; комплексного характера, позволяющие в зависимости от уровня выполнения оценить достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; для проектной деятельности; для индивидуального, парного или коллективного выполнения; допускающие возможность адаптации к особенностям образовательной программы; региональным особенностям; к индивидуальным интересам и особенностям ребенка; допускающие возможность использования справочной литературы. Используются задания
14 3. Система оценки достижения планируемых результатов
15 Связь планируемых результатов и системы оценки Операционализация планируемых результатов Задания приводятся к каждому планируемому результату и всем умениям, характеризу- ющим его достижение Задания иллюстрируют и базовый, и повышенный уровни достижения этого результата Задания иллюстрируют критерии оценки достижения этого результата
16 оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; содержательная и критериальная основа – планируемые результаты; содержательная и критериальная основа – планируемые результаты; сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание внутренней и внешней оценки; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифициро- ванной информации; использование персонифицированной и неперсонифициро- ванной информации; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; использование стандартизированных и нестандартизиро- ванных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) использование стандартизированных и нестандартизиро- ванных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.) уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом «сложения»; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации Система оценки: основные особенности
17 Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования чтение, УУД русский математика три итоговые работы итоговая оценка + накопленная оценка Выбоорочное обследование работ уч-хся Необходимые дополнительные данные/исслед. Итоговая оценка как основа оценки качества образования Итоговая оценка как основа оценки качества образования
18 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ регулятивныекоммуникативныепознавательные целеполагание речевые средства, в т.ч. с опорой на ИКТ работа с инфор- мацией: поиск, запись, восприятие в т.ч. средствами ИКТ планирование способ действия контроль коррекция коммуникация при взаимодействии использование моделей, знаков и символов,схем логические опе- рации: анализ, синтез, сравнение, сериация, класси- фикация, обобще- ние, подведение под понятие, ана- логия, суждение чтение поиск инфор- мации преобра- зование, интерпре- тация инфор- мации оценка инфор- мации Оценка по результатам выполнения Оценка в процессе выполнения Оценка качества образования: метапредметные результаты Оценка качества образования: метапредметные результаты
19 Проект спецификации и инструментария Комплексные работы на межпредметной основе: работа с текстом решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково- символических средств, схем Комплексные работы на межпредметной основе: работа с текстом решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково- символических средств, схем Первая часть – 1 урокВторая часть – 1 урок Работа в группе: саморегуляция сотрудничество коммуникация использование ИКТ лист наблюдений лист продвижения по заданию презентация видеозапись листы самооценки материалы целенаправ- ленных наблюдений работы учащихся
20 ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ само- определение смысло- образование морально- этическая ориентация внутренняя позиция школьника: 1)отношение к школе 2)отношение к учебной деятельности 3)образец хорошего ученика основы гражданской идентичности: 1)Я – гражданин России 2)Я и общее благополучие 3)Я и другие (этнос) мотивационная основа и интересы: 1)широта, выраженность, устойчивость мотивов 2)устойчивость интереса к новому материалу и способам решения Знание норм Самооценка и рефлексия: 1)ориентация на самооценку 2)способность к самооценке Моральное сознание: 1)дифференциация моральных и конвенциональных норм 2)нравственная ориентация 3)этические чувства 4)эмпатия (сопереживание) Ценностные установки: 1)здоровый образ жизни 2)охрана природы 3)чувство прекрасного 4)ценность труда Я – школьник Я и другие Моральное сознание и нормы Ценностные установки Рефлексия Оценка качества образования: личностные результаты Оценка качества образования: личностные результаты
21 Проект спецификации и инструментария здоровье, отношения, мотивы, интересы, поведение, прилежание, условия … БУКЛЕТ Я – школьник отношения, мотивы интересы ориентация на образец «хоро- шего» ученика Я – школьник отношения, мотивы интересы ориентация на образец «хоро- шего» ученика Моральное сознание и нормы нормы и нравственная ориентация эмпатия Моральное сознание и нормы нормы и нравственная ориентация эмпатия Ценности здоровый образ жизни охрана природы чувство прекрасного ценность труда Ценности здоровый образ жизни охрана природы чувство прекрасного ценность труда АНКЕТЫ Ученик Учитель Родител и АНКЕТЫ Ученик Учитель Родител и Лист самооценки Письмен ные работы по предме- там Я и другие: личностная самооценка Я – гражданин России Я и другие Я и общее благополучие Я и другие: личностная самооценка Я – гражданин России Я и другие Я и общее благополучие 1 урок мин после итоговой работы мин
22 Примерные типы заданий Личностная самооценка Методика Дембо- Рубинштейна
23 Примерные типы заданий Отношения, мотивы, интересы Методика «Настроение»
24 Примерные типы заданий Обоснование или Выбор и обоснование ценностного суждения М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею З.Серебрякова. За завтраком К.Сомов. Арлекин и дама А.Пластов. Сенокос Д.Жилинский. У моря. Семья В.Попков. Шинель отца Б.Кустодиев. Купчиха за чаем В.Васнецов. Гусляры Ценностные установки, Я – хороший ученик Задание. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь.
25 4.Достижение планируемых результатов: проектирование учебного процесса
26 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Ориентация на парадигму деятельностного развития Ориентация на парадигму деятельностного развития
27 Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло формировать навыки, требуемые стандартом? Рекомендации по проектированию учебного процесса: овладение методикой конструирование учебных заданий Рекомендации по проектированию учебного процесса: овладение методикой конструирование учебных заданий
28 СЕМИНАР «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ: ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ» При анализе заданий использована методика кодировки (оценки) учебных заданий, разработанная в Стэнфордском исследовательском институте (SRI International, США, Калифорния) и апробированная в России в г.г. в рамках международного сравнительного исследования инновационной практики обучения (ITL)
29 ОБЩАЯ ИДЕЯ и СХЕМА РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ: ИСПОЛЬЗУЯ МЕТОДИКУ КОДИРОВКИ (ОЦЕНКИ) УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ 1)определяем СТЕПЕНЬ ПРИГОДНОСТИ задания для формирования данного навыка 2)находим «БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ» данного учебного задания 3)КОРРЕКТИРУЕМ ЗАДАНИЕ или составляем новое «хорошее» задание 2. ДАЕМ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС: СОЗДАЕМ МОДЕЛЬ ХОРОШЕГО ЗАДАНИЯ ШАГИ 1. ФОРМУЛИРУЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ: В какой мере задание побуждает учащихся выполнять действия, приводящие к формированию данного навыка? Какие это действия? 3. РАЗРАБАТЫВАЕМ И ПРИМЕНЯЕМ АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ 4. ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАНИЯ О СТРУКТУРЕ УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ, В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЯЕМ ЕГО ОТДЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ Каким должно быть учебное задание?
30 Содержательно-временная схема учебного процесса: выделение этапов Содержание: темы, разделы Тема 1Тема 2 Тема 3 Тема 1Тема 2Тема 3Тема 4Тема 5 Календарные сроки: недели, месяцы, четверти Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 1 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 1
31 Проецирование ИТОГОВЫХ планируемых результатов на выделенные этапы учебного процесса и их детализация Системы ТЕМАТИЧЕСКИХ планируемых результатов Системы ТЕМАТИЧЕСКИХ проверочных или диагностических работ Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 2 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 2
32 ТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (1 кл., февраль) Тематические результаты: пример ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (4 кл): различать звуки и буквы дифференцировать звуки речи и другие звукитекущая оценка слышать начало, середину и окончание слов, включая сочетания звуков, вычленять отдельные звуки в словах текущая оценка определять последовательность и количество звуков в словах слышать и выделять ударные звуки (голосом или ставя знак ударения) правильно артикулировать гласные и согласные звуки, их сочетания в слове текущая оценка и зачет текущая оценка и зачет
33 Тематические проверочные задания: пример Тематические проверочные задания: пример Задание (базовый уровень). Подчеркни слова, в которых второй слог ударный: школа, урок, перемена, ученик, учитель, ответ слышать и выделять ударные звуки (голосом или ставя знак ударения) текущая оценка и зачет Правильный ответ: подчеркнуты слова: урок, учитель, ответ Критерий достижения базового уровня: правильно подчеркнуто не менее двух слов, при этом неправильных ответов нет
34 Оценка имеющихся обучающих заданий с позиций формирования УУД Выявление дефицитов Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 3 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 3
35 Доработка и/или пополнение системы обучающих заданий Ц ЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ – - не обязательно для каждой темы РЕФЛЕКСИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, ИКТ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ – до 30% - 40% учебных заданий для каждой теме С ОТРУДНИЧЕСТВО, Р АЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С АМОРЕГУЛЯЦИЯ – хотя бы одно задание (например, проектного типа) для каждой темы Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 4 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 4
36 Разработка учебных ситуаций учет особенностей учебного материала учет результатов диагностики, срезовых работ учет возрастных особенностей Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 5 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 5
37 Повышение квалификации учителя Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса Организация работы учащихся Оценочная деятельность ИКТ-компетентность
38 Спасибо за внимание! Ольга Борисовна Логинова т/ф: (495) ОБСУЖДЕНИЕ: