Тема урока : « Я заменяю имена …» Употребление местоимений в речи урок русского языка в 6 классе
Упражнение 456 Тезис: «…одно слово, маленькое, но до того умное – прямо невероятно». Аргументы: Вывод: «И в этом коротеньком «кто» - имена всех людей на свете».
Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена.
имя МЕСТОИМЕНИЕ (от лат. pronomen) - « ВМЕСТО ИМЕНИ»
отрицательные неопределенные указательные определительныевопросительные относительные притяжательные возвратное личные местоимение
Группы местоимений Местоимения-существительные 1.КТО? ЧТО? 2.Изменяются по Ч.П(Р -3л). 3.Выполняют роль _______, Я, мы, вы, они… Местоимения-прилагательные 1.КАКОЙ? ЧЕЙ? 2.Изменяются по Р,Ч, П. 3.Выполняют роль ~~~~~~ Мой, твой, наш, ваш Местоимения-числительные 1.СКОЛЬКО? 2.Изменяются по П. 3.Выполняют роль Несколько, столько
Местоимения… «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. А.Реформатский
Работа с текстом Нам дан огромный дар. Это наш дивный и могучий язык. В нем все дары России. В нем вся поющая русская душа… - Что объединяет эти предложения? - Как соединяются предложения в тексте? - Какие языковые средства использованы для связи предложений? -Установите способ связи 1,2,3,4-го предложений.
Этикет – (фр. слово – ярлык, этикетка) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления.
ты, твойВы, Ваш - по отношению к хорошо знакомому человеку; - в неофициальной обстановке; - при дружеских отношениях; - по отношению к равному или младшему - по отношению к незнакомому, мало знакомому человеку; - в официальной обстановке; - при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку; - по отношении к равному и старшему (по возрасту, положению)
Вежливое Вы требует: мн. числа глагола мн. числа краткого прилагательного ед. числа полного прилагательного
Тест В предложениях допущены ошибки, связанные с употреблением местоимений. 1) Ихние тетради лежали на столе.
Говорите: их (не «ихний»!)
Мы ничего не знали о этой истории. Исправьте:
Об этом – о том Об этой – о той Об этих – о тех ЗАПОМНИ
Объясните разницу в значении местоимения: его подвиг и наградили его
личное местоимение притяжательное местоимение - отвечает на вопросы косвенных падежей - в предложении является дополнением - после предлога пишется начальная буква Н - отвечает на вопросы чей?, чья?, чьё?, чьи? - в предложении является определением - после предлога начальной буквы Н нет Будь внимателен его, её, их
Исправьте: Мы решили пойти к ему в гости.
В каком случае нет грамматической ошибки: а) у ей б) тоскуешь по нам в) об этом доме
ЗАПОМНИТЕ! грущу по вас тоскуешь по нас скучает по вас у нее (не «у ней»!)
Дополните предложение Ребята! ____________ из вас после окончания школы может выбрать профессию. Нужно только помнить, что _______________ работа требует упорства, и учиться уже в школе преодолевать ______________ трудности.
Творческое задание Придумать рекламу местоимения Образец: «Изучайте местоимения! «Изучайте местоимения! Они обогащают нашу речь» Они обогащают нашу речь»
Домашнее задание 1) Написать благодарственное письмо местоимению 2) Дополнить высказывание, определить разряд и падеж местоимения... дан во владение... богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.... дан во владение... богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли... обращаемся с... языком так, как заслуживает? По отношению... человека к...языку можно совершенно точно судить не только о... культурном уровне, но и о... гражданской ценности. По отношению... человека к...языку можно совершенно точно судить не только о... культурном уровне, но и о... гражданской ценности. (нам, самый, мы, этим, он, того, каждого, своему, его)
Вывод: Местоимения создают нам речевое удобство, экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них.