МБОУ Матвеево-Курганская средняя общеобразовательная школа 3 Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества Урок-презентация по русскому языку в 5 классе «Правописание И, Ы после Ц». Автор: учитель русского языка и литературы Михайличенко И.А г.
Цель урока: Цель урока: познакомить учащихся с новым опознавательным признаком – наличием ц перед гласным, с правописанием ы – и после ц. Задачи урока: учить обозначать орфограмму; повторить: правописание о – е после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок на з/с; знаки препинания при сравнительных оборотах, в сложном предложении; закреплять умение работать с текстом, находить слова-омонимы, сравнительные обороты; расширять лексический запас учащихся. развивать внимание, память, логическое мышление; умение сравнивать, классифицировать, обобщать. вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, культуру поведения, любовь к природе. Оборудование: «светофоры» (красный - «неправильно», зелёный – «правильно»), сигнальные карточки ы – и; плакат с алгоритмами; слова-исключения на отдельных карточках; «рассыпанные» слова пословицы; мультимедийная система. Учебник под ред. С.И.Львовой, В.В.Львова «Русский язык 5 класс» В трёх частях. М.: Мнемозина,2004.
Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы и графически объясните правописание. С..дел на ж..рдочк.., р..сток крыж..вника, ш..рты, ш..пот, ра..ч..тливый, беч..вка, находился в состоянии ш..ка. Актуализация знаний учащихся
Сидел на жердочке, росток крыжовника, шорты, шепот, расчётливый, бечёвка, находился в состоянии шока.
Карточка 2. Расставьте знаки препинания и объясните их. (Работает 1 ученик у доски и весь класс. ) Сосульки как носы у цапель. И тают словно карамель. Я слышу звон апрельских капель Поёт весенняя капель. Работа с текстом. 1.Текст ли это? Докажите. 2.Назовите тему текста. Озаглавьте его. 3.Определите основную мысль. 4.Какую из смысловых связей между словами можно наблюдать в тексте? 5. Назовите выразительные средства языка, используемые в данном тексте
Отгадайте звук по «паспорту»: [?] – согласный, глухой непарный, твердый непарный
станцияулицы цирксиницын цыпленок
ЦИ или ЦЫ? ЦЫ цина - ция цы цын
Во время физминутки слышался маленький шелест, это, наверное, ветерок залетел к нам в класс и разбросал слова. Давайте их соберём. (Слова развешаны по классу: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкнуть, цып-цып.)
ЦИ или ЦЫ? ЦЫ цина - ция цы цын Цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц, цып-цып.
Ц __ пленок в ц __ рке выступал, Играл он на ц __ мбалах, На мотоц __ кле разъезжал, И ц __ фр он знал немало. Он из ц __ линдра доставал Морковь и огурц __ И только одного не знал, Где пишут ци, где цы. и и ы и и и ы
Чтобы обрадовать цыплёнка ещё больше, попробуйте из предложенных слов собрать пословицу (по, считают, цыплят, осени). - Как вы её понимаете? (Высказывания учащихся.) - Запишите пословицу в тетрадь.
Вставьте пропущенные буквы в словах, объясняя правописание каждого слова: Рац__я, цариц__но зеркальце, афганц__, ц__клон, ц__ганский, мультипликац__онный фильм, взять под уздц__. и ы ы и ы и ы
Предупредительно-распределительный словарно-смысловой диктант. Узнай слово по лексическому значению и запиши в два столбика. Слова должны содержать сочетания ЦИ или ЦЫ. 1.Точная выдержка из произведения. (Цитата.) 2.Встать на кончики пальцев. (На цыпочки) 3.Вид перчаток с отделением только для большого пальца.(Рукавицы) 4.Человек, наблюдающий за порядком на улице. (Милиционер.) 5. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой. (Цыкнуть.) 6. Плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины. (Цитрусовые.)
Какие слова спрятались на рисунке?
Итог урока. 1.С какой орфограммой познакомились на уроке? 2.Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц? Домашнее задание п. 48, упр. 688 (распределить слова по графам таблицы), слова с данной орфограммой представить на иллюстрациях.
Прозвучал для вас, ребята, Наш урок про ЦИ и ЦЫ. Кто не понял, те цыплята, Кто запомнил - молодцы!