К уроку развития речи. 9 класс. Композиционные формы сочинений. §1. Описание по воображению и памяти.
Ход урока. Цели и задачи: 1)на материале учебника Е.Н.Никитиной «Русская речь», стр.8, проанализировать тексты упражнений и подготовить учащихся к сочинению; 2)рассмотреть репродукции картин художника И.И. Левитана, выразить своё мнение о картинах; 3) воспитывать чувство прекрасного.
Работа с текстами. 1.Что вы представляете, читая упр.1? 2.Проведите диалог с текстом.Упр.2. Все виды искусств внутренне взаимосвязаны. Упр.4. Прочитайте отрывок из очерка К.Паустовского «Заметки о живописи». Как конкретизирует писатель высказывание Д.Кабалевского о внутренней связи между всеми видами искусств?
Работа с картинами художника И.И. Левитана. Рассмотрите фрагменты презентации, прочитайте задания к упр. 5,6. Опишите устно картину «Большая вода». Обратите внимание и на другую картину- «Вечерний звон». В чём её своеобразие? Почему так называется картина? Что, по-вашему. Хотел выразить художник этой необычной картиной? В чём сходство с другой- «Тихая обитель»?
Исаак Левитан. «Вечерний звон» Озеро. Русь. Это одно из лучших творений И. И. Левитана осталось незавершенным. Впервые оно экспонировалось на посмертной выставке художника в Петербурге и Москве (1901 ).ПетербургеМоскве1901 Всё творчество Исаака Ильича Левитана пронизано великой любовью к родной природе, к Родине. На его полотнах воплощены мечты о прекрасном, к чему не равнодушна человеческая натура.
Исаак Левитан Левитан Исаак Ильич (Isaak Levitan, 1860– 1900), русский художник. Родился в Кибартах (ныне Кибартай, Литва) 18 (30) августа 1860 в семье железнодорожного служащего. В 1873 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В.Д.Поленов и А.К.Саврасов; окончил училище в Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880–1883), в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887–1890). Был членом «Товарищества передвижников». «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души.
«Вечерний звон» Картину « Вечерний звон» Левитан написал в 1892 году. Истоком к созданию картины было его состояние души в данный период жизни, желание сотворить произведение с поэтическим осмыслением, картину, в которой каждый должен услышать свой величественный звон. Находясь в Подмосковье и на Волге под Звенигородом, он восторгается красотой природы, любуется красивыми монастырями во время заката, Левитан слышит церковные перезвоны колоколов. Вечерний звон его умиляет. Это время позволяет художнику задуматься и поразмыслить о высоком. Все эту благодать он пытается отразить в картине «Вечерний звон». Сам художник не являлся православно верующим человеком, но он глубоко воспринимал красоту и обычаи православия. Сегодня картину Левитана «Вечерний звон» в оригинале можно увидеть в Третьяковской галерее
« Вечерний звон», фрагмент Вечерний звон (1892), Государственная Третьяковская галерея, Москва Год создания этой работы - один из самых счастливых в творческой судьбе Левитана. В этом году он написал несколько прекрасных картин, во многом определяющих музыку его художественного мира. "Вечерний звон" - одна из них. Ее жанр можно определить как "церковный пейзаж" - таких пейзажей у Левитана несколько. Самый близкий по настроению, по "мотиву" - "Тихая обитель", появившаяся двумя годами ранее и вызвавшая столько восторженных толков. И там, и здесь "моделью" для художника послужил Кривозерский монастырь на Волге, близ города Юрьевца Вопрос: почему Левитан, для которого вообще-то были несвойственны автоповторения, еще раз вернулся к этой теме? Другими словами: что изменилось в новой работе? При внимательном взгляде становится понятно, что изменилось сама "населенность" пространства картины. Если "Тихая обитель" являла собой некий застывший образ "русской благодати", ее символ, то в новом произведении Левитан попытался уйти от излишней символизации, приблизившись к живой жизни. Само название картины предельно конкретно, как предельно конкретны, ее реалии - дорога, хранящая тепло ног богомольцев, плывущий паром с паломниками, живые детали пейзажа. И все это необыкновенно характерно для переживаемого Левитаном творческого этапа. А к "символизму" он еще вернется в конце жизни - на новом витке своей эволюции.
На пути к новой картине Картина»Вечерний звон» созвучна по восприятию с другой его работой- «Тихая обитель». Величественная река, извиваясь,уходит вдаль, на берегу которой расположился красивый белокаменный монастырь, освещенный ласковым вечерним солнцем и окруженный густой рощей. По вечернему небу плывут оранжево-фиолетовые облака. Тихое вечернее время, смирение и покой благодатно дополняет вечерний звон колоколов монастыря. Картина передает зрителю величественный русский образ одухотворенной благодати.
Домашнее задание. Попробуйте написать сначала черновое сочинение по картине И.Левитана «Вечерний звон». Подберите музыку, созвучную этой картине. Выразите своё впечатление о произведениях искусства, их взаимосвязи.
Второй урок. 1) Прослушивание черновых вариантов сочинений(4чел.) Замечания, правки. 2) Работа с черновиками. (Индивидуальная работа) 3) Переписывание текста. 4) Сдача тетрадей.