Барданова Нина Ананьевна Учитель русского языка и литературы МОУ «Важинская СОШ 6» п. Важины Подпорожского района В 1979 году закончила Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского Педагогический стаж – 29 лет Высшая квалификационная категория
Культура речи – одно из главных направлений в работе учителя
«Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства.» Закон «Об образовании», ст.1.
Педагогическая концепция «Повышение культуры речи и нравственное воспитание личности ученика»
К. Д. Ушинский В. А. Сухомлинский Д. С. Лихачев
Компетенции коммуникативная языковая (лингвистическая, языковедческая) культуроведческая
Противоречия, вызвавшие появление концепции: возрастающие в современном обществе требования к культуре речи и фактическое снижение уровня речевого общения; ориентация школы на нравственное воспитание ученика и снижение уровня нравственности в обществе; необходимость создать условия для личностного роста и самосовершенствования ученика и преобладание в школе монологичных, авторитарных форм обучения, направленных лишь на усвоение информации.
Общая идея Личностно-ориетированный подход в работе по повышению культуры речи, развитию коммуникативных и речевых навыков и воспитанию нравственной личности, готовой к диалогу и сотрудничеству. Цель Создать условия для повышения культуры речи и нравственного воспитания учащихся, для положительной мотивации учения.
Задачи Добиться усвоения учеником норм литературного языка. Научить строить высказывания в разных формах, типах, стилях речи и жанрах с использованием различных языковых средств. Формировать навыки общения на основе правил русского речевого этикета. Активизировать нравственный потенциал ученика путем проникновения в тайну русского слова. Добиться осознания учеником необходимости в речевом совершенствовании. Сформировать у школьников ключевые компетентности, особенно в коммуникативной сфере, а также навыки самообразования, работы с источниками, словарями, справочной литературой.
Технологии проблемная информационно- коммуникативная имитационного моделирования рефлексивная интегративная репродуктивно-иллюстративная
Принципы опора на субъективный опыт учащихся актуализация результатов обучения индивидуализация и дифференциация сотрудничество учителя и учащихся креативность сочетание урочной и внеурочной деятельности
Формы работы Речевые практикум ы тренингиразминки Моделирование речевых ситуаций
трансформирование редактирование анализ конспектирование Работа с текстом восстановление Создание собственных текстов
Лабораторная работа Лингвистические игры Деловые (ролевые) игры Тестирование Работа с лингвистическими словарями и справочной литературой ИКТ и Интернет
Достижения учащихся В ысокие результаты ЕГЭ Призовые места в районных олимпиадах Активное участие в творческих конкурсах Хорошие результаты во Всероссийской лингвистической игре «Русский медвежонок» Высокий процент поступления в вузы.
Методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода автор – Н. Л. Мишатина (РГПУ им.А. И. Герцена). Идея методики – развитие речи на концептуальной основе.
Этапы освоения культурного концепта: этап литературной установки на диалог с культурным концептом; этап овладения «языком» концепта в ходе концептуального анализа; этап личного речевого творчества.
Структура лингвокультуроведческого урока: создание мотивированной основы урока; решение лингвокультурологических задач; создание речевых произведений на основе концептов эмоций.
Жанры: лингвокультурологический портрет слова; лингвокультурологический этюд; лингвокультурологическое эссе.
«Если ты говоришь, то твое слово должно быть лучше молчания» А. Платонов.