Презентация интегрированного урока ( русский язык и изобразительное искусство ) Составили учителя русского языка и литературы Рахманова Н.М., Рахманов Р.А МОУ «СОШ 7» с. Каменная Балка
Кисть хохломская ! Большое спасибо ! Сказывай сказку для радости жизни ! Так, как душа у народа, красива, Так, как и люди, служишь отчизне ! В. Боков
«Добрым людям на загляденье» (описание предмета)
Цели урока : 1.- Учиться художественному видению окружающего мира; - подготовиться к сочинению- описанию. 2. Развивать коммуникативную компетенцию. 3. Воспитывать чувство красоты слова, интерес к народным промыслам и традициям.
Словарная работа Народный промысел – мелкое ремесленное производство, обычно подсобное хозяйство при основном сельскохозяйственном. Хохлома – 1.изделия, которые делают мастера; 2.народный промысел; 3.большое старинное торговое село, где продают хохлому (изделия)
ИСТОРИЯ Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
В настоящее время у хохломской росписи два центра город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях филиалы).
Работа с текстом Издавн… делали и ра…писывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Кулигино, Семино, Хрящи. Но з…вут её (не)кулигинской, (не)семинской, а хохломской. И вот почему. Катят гружё(н, нн)ые подводы, везут деревя(н, нн)ые изделия в торговое село Хохлома семинские и кулигинские м…стера. Кричат зазывалы на ярмарке: -Кому посуда для кашки-окрошки? Чудо-блюдо да чашки-ложки? -Откуда посуда? -К вам пр…ехала сама золотая Хохлома! Вот и по сей день ра…писную посуду хохломской з…вут.
Словарная работа Братина – посуда-горшок с росписью большого алого цветка. В ней подавались щи или каша на всю семью. Ставец – индивидуальная посуда. Состоит из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывает другую. Распространены были в монастыре. Оттуда и пословица: «Всяк старец имей свой ставец». Баклуша - кусок дерева, который разделяли на несколько кусков по количеству заготовок для ложек. Отсюда: «Бить баклуши», т. е. выполнять легкую работу.
Технология хохломской росписи делится на 3 этапа: 1) На изготовку «бельё» (неокрашенные изделия) 2) На роспись «белья» 3) Высушка
Словарная работа Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Растительный орнамент – орнамент с изображением растений или их элементов. Ритмический узор – рисунок, подчиненный равномерному чередованию каких- нибудь элементов. Кудрины – золотые завитки на конце травки.
- Что описывает искусствовед Жегалов? Взаимопроверка Травка – орнамент из волнистых тонких стебельков, напоминающих колеблемые ветром травы, объединенный в ритмический узор. Травки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь, образуют древко – дерево жизни, древнейший элемент народного орнамента.
Опорная лексика Травка: колышется, стелется, кудрится; золотая, зеленая, изумрудная. Завиток: длинный, затейливый, бегущий. Листок: прячется, выглядывает; золотистый, изящный, зубчатый. Узоры: затейливые, яркие, красные, удивительные. Стебель: тонкий, гибкий. Ягодки: манят, рассыпаются; пурпурные, алые, пунцовые, гранатовые. Мастер: волшебник, художник, создатель; рисует, создает, творит, расписывает.
Так можно начать сочинение : Вот передо мной… Однажды я увидел… Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица.
Рефлексия Я повторил… Я узнал… Я понял… Я смогу…
Домашнее задание Написать сочинение «Добрым людям на загляденье». (Описать один из предметов хохломы, используя материал урока). Успехов в творческой работе!
Учителя МОУ «СОШ 7» с. Каменная Балка Рахманов Р.А. Рахманова Н.М.