Вас приветствует учитель-логопед школы 9 Дидоренко Анна Викторовна
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО МЕТОДИКЕ Р.И. ЛАЛАЕВОЙ
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и грамматически правильно.
Работа над связной речью занимает одно из ведущих направлений коррекционного обучения русскому языку у младших школьников.
Главная задача данного процесса состоит в том, чтобы научить детей воспринимать речь самостоятельно. Осознанно и произвольно строить целостные высказывания и тексты.
Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи.
Диалогическая речь. Приемы развития диалогической речи : - беседа; - театрализация, инсценировки; - чтение по ролям.
Диалогическая речь Приемы развития диалогической речи - беседа; - театрализация, инсценировки; - чтение по ролям.
Проведение беседы включает в себя три этапа : 1.Вступление. 2.Развитие темы. 3.Концовка.
1.Разговор с котом. - Почему ты черен кот ? - Лазил ночью в дымоход. - Почему сейчас ты бел ? - Из горшка сметану ел. - Почему ты серым стал ? - Меня пес в пыли валял. - Так какого же ты цвета ? - Я и сам не знаю это.
Курочка-рябушка. - Курочка-рябушка, куда ты пошла ? - На речку. - Курочка-рябушка, зачем ты пошла ? - За водичкой. - Курочка-рябушка, зачем тебе водичка ? - Цыпляток поить. - А как цыплятки просят пить ? - пи-пи-пи-пи-пи-пи. - Как не дать, конечно, дам.
Разговор лягушек. - Кума, ты к нам ? - К вам, к вам. К воде скачу, ловить хочу. - А кого, кого, кума ? - Рака, карпа и сома. - Как поймаешь – дашь ли нам ? - Как не дать, конечно, дам.
Волк и лиса. Серый волк в глухом лесу встретил рыжую лису. - Лизавета, здравствуй ! - Как дела, зубастый ? - Ничего идут дела, голова еще цела. - Где ты был ? - На рынке. - Что купил ? - Свининки. - Сколько взяли ? - Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке. - Кто отгрыз ? - Собаки. Жив ли милый куманек ? - Еле ноги уволок. - Как твои, лиса, дела ? - На базаре я была. - Что там видала ? - Уток я считала. - Сколько было ? - Семь с восьмой. - Сколько стало ? - Ни одной. - Где же эти утки ? - У меня в желудке
Где мои вещи ? Витя проснулся, поглядел на часы : пора в школу. Хочет Витя одеться, но не может найти ни носков, ни рубашки, ни ботинок. Рассердился Витя. - Где моя рубашка ? - Я под стулом, ты вчера меня туда сунул ! - А где мои носки ? - Мы здесь, на книжной полке, ты нас вчера сюда бросил ! - А где мои ботинки ? - Я здесь, под шкафом, сказал правый ботинок. А левый ботинок молчит – он был под дверью. Наконец, Витя оделся, посмотрел на часы и видит, что он давно опоздал в школу.
Для чего руки нужны ? Петя с дедушкой большими друзьями были. Спросил как-то дедушка внука : - А для чего, Петенька, людям руки нужны ? - Чтобы в мячик играть, - ответил Петя. - А еще для чего ? – спросил дедушка. - Чтобы ложку держать. - А еще ? - Чтобы кошку гладить. - А еще ? - Чтобы камешки в речку бросать.
Машенька. Стоит Машенька на крылечке и громко плачет. Подходит к ней петух и спрашивает : - Ты чего это, Машенька, плачешь ? Давай лучше жуков искать. - Не хочу жуков искать, хочу плакать. Подходит к Машеньке кошка. - Что ты, Машенька, плачешь ? Давай лучше мышек ловить. - Не хочу мышек ловить, хочу плакать. Подходит к Машеньке теленочек и говорит : - Давай, Машенька, реветь со мной. - Давай, - сказала Машенька. И заревела. Но тут подошла к ней корова Ревушка, посмотрела сердито и сказала : - Ты что меня, Машенька, дразнишь ? Испугалась Машенька и перестала плакать. (Воспроизведению этого диалога могут помочь изображения петуха, кошки, теленка, коровы).
Монологическая речь. Работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях : 1.Развитие смыслового програм- мирования текста. 2. Овладение языковыми средствами оформления связного текста.
Сравнение двух сходных сюжетных картинок :
Работа с сюжетной и с предметными картинками :
Работа с серией сюжетных картинок :
Работа с текстом : - сравнить текст и совокупность изолированных предложений, - сравнить два текста – правильный и искаженный, - добавить одно-два предложения к незаконченному тексту; - вставить пропущенные предложения в текст;
Работа с текстом. - придумать небольшой рассказ с опорой на предметные картинки и слова :
Работа с текстом. работа с деформированным текстом :
Развитие связной речи проводят в следующей последовательности : 1. Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. 2. Пересказ по сюжетной картинке. 3. Пересказ без опоры на картинки. 4. Рассказ по серии сюжетных картинок. 5. Рассказ по сюжетной картинке. 6. Самостоятельный рассказ.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ