Методика обучения изложениям разных видов Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 40 города Твери Королева Ирина Ивановна
История изложения Еще в дореволюционной школе изложение было одним из самых распространенных видов работы. называлось оно переложением. Для переложения предлагались тексты как духовного.,так и светского содержания, а среди них – лирические стихотворения. К концу ХIХ века такая работа, основанная на механическом воспроизведении текста, становилась все менее популярной. Еще в дореволюционной школе изложение было одним из самых распространенных видов работы. называлось оно переложением. Для переложения предлагались тексты как духовного.,так и светского содержания, а среди них – лирические стихотворения. К концу ХIХ века такая работа, основанная на механическом воспроизведении текста, становилась все менее популярной. В тридцатые годы ХХ века отношение к изложению переменилось. Благодаря работам М.А. Рыбниковой и В.А. Добромыслова появилась реальная оценка изложений. В тридцатые годы ХХ века отношение к изложению переменилось. Благодаря работам М.А. Рыбниковой и В.А. Добромыслова появилась реальная оценка изложений. В 1965 году появилолсь исследование Т.А. Ладыженской и М.Т. Баранова, посвященное проведению изложений. В 1965 году появилолсь исследование Т.А. Ладыженской и М.Т. Баранова, посвященное проведению изложений. В 90-е годы появилась работа И.Д. Морозовой «Виды изложений и методика их проведения». В 90-е годы появилась работа И.Д. Морозовой «Виды изложений и методика их проведения».
Виды изложений Еще не до конца разработана классификация видов изложения и терминология для их обозначения. Тем не менее можно выделить следующие виды изложений: Еще не до конца разработана классификация видов изложения и терминология для их обозначения. Тем не менее можно выделить следующие виды изложений: *по способу передачи исходного текста: устные и письменные; *по способу передачи исходного текста: устные и письменные; *в зависимости от полноты передачи содержания исходного текста и языковых средств: полные, близкие к тексту, выборочные, сжатые; *в зависимости от полноты передачи содержания исходного текста и языковых средств: полные, близкие к тексту, выборочные, сжатые; *по цели проведения: обучающие, контрольные; *по цели проведения: обучающие, контрольные; *по стилю речи: художественные, научные, публицистические; *по стилю речи: художественные, научные, публицистические; *по типу речи: повествования, описания, рассуждения; *по типу речи: повествования, описания, рассуждения; *изложения с дополнительным заданием: осложненные, творческие, с элементами сочинения, с перестановкой материала, с изменением лица рассказчика. *изложения с дополнительным заданием: осложненные, творческие, с элементами сочинения, с перестановкой материала, с изменением лица рассказчика.
Виды изложений Каждому из названных видов изложений принадлежит особое место в общей системе работы по формированию коммуникативных умений. Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идет осмысление временных, причинно- следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть материала и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию. Как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника. Восприятие и воспроизведение текста связаны между собой. Выбор того или иного способа восприятия текста /слушание, чтение. Слушание и чтение/ обусловлен теми задачами, которые будут решаться при воспроизведении текста. Так, при установке на сжатое или выборочное изложение /на первых этапах обучения/ оказывается недостаточно слухового восприятия текста, необходимо и его зрительное восприятие. Каждому из названных видов изложений принадлежит особое место в общей системе работы по формированию коммуникативных умений. Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идет осмысление временных, причинно- следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть материала и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию. Как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника. Восприятие и воспроизведение текста связаны между собой. Выбор того или иного способа восприятия текста /слушание, чтение. Слушание и чтение/ обусловлен теми задачами, которые будут решаться при воспроизведении текста. Так, при установке на сжатое или выборочное изложение /на первых этапах обучения/ оказывается недостаточно слухового восприятия текста, необходимо и его зрительное восприятие.
Цель работы - помочь учащимся ответить на многочисленные вопросы, возникающие при написании изложения: запоминать текст или анализировать его? Что нужно анализировать, чтобы понять текст и передать его своеобразие? На что обращать внимание при первом и втором прочтении текста? Чем обеспечивается сохранение при изложении текста особенностей авторского видения проблемы? Какие виды творческих заданий могут быть предложены на экзамене? помочь учащимся ответить на многочисленные вопросы, возникающие при написании изложения: запоминать текст или анализировать его? Что нужно анализировать, чтобы понять текст и передать его своеобразие? На что обращать внимание при первом и втором прочтении текста? Чем обеспечивается сохранение при изложении текста особенностей авторского видения проблемы? Какие виды творческих заданий могут быть предложены на экзамене?
Главная задача учителя заключается в следующем: помочь правильно организовать действия учащихся во время изложения; рассказать учащимся о требованиях, которые предъявляет учитель к изложению; напомнить некоторые необходимые сведения и дать в руки материал для самостоятельной подготовки. заключается в следующем: помочь правильно организовать действия учащихся во время изложения; рассказать учащимся о требованиях, которые предъявляет учитель к изложению; напомнить некоторые необходимые сведения и дать в руки материал для самостоятельной подготовки.
Основное требование к изложению - пересказать содержание текста, прочитанного учителем, не только полно и правильно, но и передав при этом своеобразие авторского стиля, замысла. Настроения автора. пересказать содержание текста, прочитанного учителем, не только полно и правильно, но и передав при этом своеобразие авторского стиля, замысла. Настроения автора.
Изложение требует не сочинения нового текста, не пересказа его слово в слово, а его воспроизведения. Причем ученик должен: не сочинения нового текста, не пересказа его слово в слово, а его воспроизведения. Причем ученик должен: 1.Точно и полно передать содержание текста, последовательность фактов и микротем. 1.Точно и полно передать содержание текста, последовательность фактов и микротем. 2.Отразить особенности авторского понимания поставленной проблемы /главной мысли текста/. 2.Отразить особенности авторского понимания поставленной проблемы /главной мысли текста/. 3.Воссоздать особенности языка и стиля текста и использовать все богатство речи автора. 3.Воссоздать особенности языка и стиля текста и использовать все богатство речи автора. 4.Соблюсти единство текста в развитии темы, главной мысли, в передаче композиционных, стилевых, типологических особенностей текста. 4.Соблюсти единство текста в развитии темы, главной мысли, в передаче композиционных, стилевых, типологических особенностей текста. Чтобы выполнить эти требования, прежде всего нужно понять автора – идею и смысл произведения, языковые особенности текста. Чтобы выполнить эти требования, прежде всего нужно понять автора – идею и смысл произведения, языковые особенности текста. Понимание текста – главное условие успешного его воспроизведения. В нем, как в зеркале, будет отражено умственное развитие учащихся, умение логически мыслить, владение языковой культурой и грамотностью. Понимание текста – главное условие успешного его воспроизведения. В нем, как в зеркале, будет отражено умственное развитие учащихся, умение логически мыслить, владение языковой культурой и грамотностью. Именно поэтому изложение выбрано в настоящее время в качестве проверки языковой грамотности учащихся на экзамене в 9 классе. А из этого следует, что при написании изложения главное не запоминание /хотя, конечно, это очень важно/, а умение анализировать текст. Именно поэтому изложение выбрано в настоящее время в качестве проверки языковой грамотности учащихся на экзамене в 9 классе. А из этого следует, что при написании изложения главное не запоминание /хотя, конечно, это очень важно/, а умение анализировать текст.
Этапы работы при написании изложения 1.Первичное прослушивание текста, читаемого учителем, и первичное ознакомление с дополнительным творческим заданием. 1.Первичное прослушивание текста, читаемого учителем, и первичное ознакомление с дополнительным творческим заданием. 2.Самостоятельное обдумывание содержания и особенностей прослушанного текста и дополнительного задания ( определить тему, главную мысль текста, композицию текста, стиль речи, тип речи). 2.Самостоятельное обдумывание содержания и особенностей прослушанного текста и дополнительного задания ( определить тему, главную мысль текста, композицию текста, стиль речи, тип речи). 3.Вторичное прослушивание текста изложения. 3.Вторичное прослушивание текста изложения. 4.Написание чернового варианта текста и дополнительного задания в полном или сокращенном виде. 4.Написание чернового варианта текста и дополнительного задания в полном или сокращенном виде. 5 Редактирование черновика изложения и дополнительного задания. 5 Редактирование черновика изложения и дополнительного задания. 6.Написание чистового варианта изложения и дополнительного задания. 6.Написание чистового варианта изложения и дополнительного задания. 7.Самопроверка чистового варианта работы с использованием словарей. 7.Самопроверка чистового варианта работы с использованием словарей.