г.
В. Шапиро, директор школы 1319, г. Москва
Особенности информационного общества конвергенция информационных и коммуникационных технологий общество знания глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ
Условия построения информационного общества формирование единого мирового информационного пространства, углубление процессов информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов; становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций; создание рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах; развитие инфраструктуры - телекоммуникационной, транспортной, организационной; повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда; обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства; создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение информации как важнейшего условия демократического развития.
Образование в информационном обществе Новые требования к образовательному стандарту Новые технологии обучения и управления образовательным процессом Большой объем информации, которую требуется обрабатывать Низкий уровень готовности персонала к изменениям
Проблемы руководителя образовательного учреждения в информационном обществе объем информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса становится выше, чем уровень достаточного понимания этой информации; механическая обработка без определенного стандартного алгоритма не дает оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности; работа школы в инновационном режиме требует многогранного анализа образовательной деятельности, прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки;
Информационные и компьютерные технологии Охватывают все области передачи, хранения и восприятия информации Компьютерные технологии – техническая реализация и программное воплощение информационных технологий
Основные направления использования информационных технологий в образовательном процессе обеспечить единое информационное пространство школы с достаточно целесообразными информационными потоками; иметь возможность сосредоточить информацию о всех сторонах образовательного, хозяйственного процессов в едином банке данных; создать условия для обработки поступающей информации, ее отслеживания и дальнейшего анализа с помощью ЭВМ; дать возможность оперативного руководства образовательным процессом по результатам деятельности; организовать ведение внутришкольного контроля и инспектирования на базе объективных данных анализа автоматизировать некоторые процессы управления образовательным учреждением (учетная работа, расписания, система напоминаний и т.д.) обеспечить единое технологическое сопровождение единого образовательного пространства учреждения и сети образовательных учреждений
Основные сферы применения информационных технологий в управлении образовательным процессом Аналитические мероприятия по оценке качества образовательных услуг Обеспечение финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения Автоматизация процессов управления коллективом и организационных процессов Повышение квалификации педагогического персонала Электронный документооборот Защита информации
Мониторинг - многоуровневая система повторяющихся диагностических процедур, проводимых с использованием количественных методик, максимально объективирующих качественные показатели учебных достижений учащихся
Главные задачи своевременное информирование руководителя о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций обеспечение системы образования региона или школы объективными конкретными данными о состоянии дел выявление позитивных и негативных тенденций в системе образования и перспективное планирование развития системы образования в регионе или образовательном учреждении информационное обеспечение принятия управленческих решений
Технология организации мониторинга с использованием ИКТ Определение целей. Формулировка гипотезы Определение целевой группы Создание нормативной базы мониторинговых мероприятий Разработка информационной составляющей мониторинга и технологии обработки информации Организационные мероприятия Проведение мониторинга. Обработка информации Проверка гипотезы. Принятие решений
Схема управления программой мониторинга ЦАС – центр аккредитации и сертификации, НОН – научно- образовательные направления, ИАС – информационно- аналитическая среда, ИТЦ – инновационно- технологический центр, БИ – бизнес-инкубатор, ГД – группа документирования, ГМК – группа мониторинга качества, ГЭП – группа экспертной поддержки Презентация компании Барс-group
Информационные технологии в финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения
Основные направления Организация учетной политики образовательного учреждения Накопление и обработка данных о текущей финансово-хозяйственной деятельности предприятия Поддержка долгосрочного и оперативного планирования Составление документации Составление логистических схем
Основные программы Приложения для ведения бухгалтерского учета Приложения для учета материальных ценностей и основных средств Программы для проведения инвентаризации Программы учета фондов Программы учета персонала Программы учета питания учащихся
Информационные технологии в повышении квалификации
объект изучения, применения в образовательном процессе средство контроля реализации внутришкольной системы повышения квалификации и самообразования средство создания единого образовательного пространства в рамках организации системы повышения квалификации применение дистанционных технологий обучения телеобучение
Электронный документооборот
Группы документов организационные документы учреждения (устав, учредительный договор, структуру, штатное расписание, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка); распорядительные документы учреждения (приказы по основной деятельности, распоряжения, решения); документы по личному составу учреждения (приказы по личному составу, трудовые контракты или договоры, личные дела, трудовые книжки и пр).; финансово-хозяйственные и бухгалтерские документы учреждения (главная книга, годовые отчеты, бухгалтерские балансы, акты ревизий и инвентаризаций, сметы, счета, кассовые книги и др.); информационные и справочные документы учреждения (акты, письма, факсы, справки, телефонограммы, докладные записки, протоколы и др.); нормативные документы вышестоящих органов (налоги, охрана окружающей среды и др.); коммерческие контракты (договоры), являющиеся основными документами предпринимательской деятельности.
Средства электронного документооборота Система Ефрат Система Дело
Автоматизация организационных процессов
Основные направления Краткосрочное планирование Система оповещений Составление расписания Учет загруженности кабинетов Нагрузка преподавательского состава Контроль посещаемости и заболеваемости Электронный журнал Автоматизация составления отчетной документации
Электронный журнал pupil / pupil - учащийся 8а класса Баранов Александр teacher / teacher - учитель математики classruk / classruk - классный руководитель 8а класса adminou / adminou - администратор образовательного учреждения
Защита информации
Ограничение доступа к конфиденциальной информации (Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации) Шифрование персонифицированных данных Техническая защита серверной части Обеспечение гарантий по ограничению доступа несовершеннолетних к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу