Создание атмосферы творчества в педагогическом коллективе гимназии
Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей. К.Д. Ушинский
Творческая деятельность – это целенаправленная активность, дающая личностно или общественно значимый результат, в структуре которой мы выделяем 6 основных компонентов.
1. Цель – модель желаемого будущего. 2. Мотив – побуждение к деятельности, ее смысл. 3. Средства – приемы, способы, с помощью которых осуществлялась деятельность. 4. Действия – основной элемент деятельности. 5. Результат – материальный или духовный продукт деятельности. 6. Оценка.
Творческая деятельность основывается на: внешних мотивах, преобладание которых может вызвать у человека безразличие к его собственной деятельности, подавление инициативы. внешних мотивах, преобладание которых может вызвать у человека безразличие к его собственной деятельности, подавление инициативы. внутренних мотивах, которые связаны с процессом познания, где значимым становится личностный результат. внутренних мотивах, которые связаны с процессом познания, где значимым становится личностный результат.
Руководителю необходимо сделать все возможное, чтобы внутренняя мотивация в деятельности педагога стала доминирующей, личностно значимой, дающей возможность реализовать свой творческий потенциал.
Группы педагогов для изучения затруднений в профессиональной, творческой деятельности: 1) со стажем работы до 6лет; 2) со стажем работы от 7 до 15 лет; 3) со стажем работы от 16 до 25 лет; 4) со стажем работы свыше 25 лет.
Вопросы: 1) назовите 1 – 2 важнейшие проблемы, связанные с профессиональной деятельностью; 2) представьте проблемы наиболее актуальные для вашей группы; 3) предложите способы решения проблем.
Педагоги со стажем работы до 6 лет. Проблемы: - низкий материальный уровень; - ситуация не соответствует подготовке в вузе; - желание самоутвердиться; - сложность приспособиться к нормам и принципам школы; - большая часть времени уходит на подготовку к уроку; - перенапряжение. Основные вопросы: - как добиться взаимопонимания с учащимися? - как завоевать авторитет в глазах учеников? - что значит найти свое место в педагогическом коллективе?
Если на этом этапе жизни у человека отсутствует надлежащее качество энтузиазма, то в этой жизни немного будет предпринято и еще меньше совершено. С. Смайлс
Педагоги со стажем работы от 7 до 15 лет – период лидерства. Педагоги со стажем работы от 16 до 25 лет – период мастерства.
Основные проблемы: 1) коммуникативные нагрузки; 2) непонимание в коллективе; 3) несправедливость действий руководства; 4) нет социального признания; 5) нет отдачи. Главные вопросы: 1) что я сделал? 2) неужели это будет моей жизнью впредь?
Педагогический труд не творческим не бывает, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из нестандартных факторов. М. Поташник
Педагоги со стажем работы свыше 25 лет. Основные проблемы: 1) ощущение одиночества в семейной сфере; 2) нервно-эмоциональные перегрузки; 3) состояние здоровья; 4) дефицит общественного признания; 5)неудовлетворенность своим положением в педколлективе.
В эти лета человек овладевает тем, на чем основываются истинные достижения, приобретает то, что можно отдавать другим, познает то, чему можно учить… У. Бок
Возможные формы организации деятельности: - творческие группы; - школа наставничества, молодого педагога; - теоретические, научно-методические семинары; - психологические тренинги; - презентация авторских наработок; - участие в конкурсах, конференциях; - ведение аналитических материалов самоконтроля и самоанализа; - тематика педсоветов, направления работы МО; - день педагогического мастерства; - работа в Интернет-клубе, использование информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности; - межпредметные лаборатории; - организация научно-исследовательской деятельности; - предметные декады.
Возможные формы морального и материального поощрения педагогов: 1) процентные доплаты и надбавки (по четвертям); 2) премии; 3) дипломы, грамоты, благодарности; 4) выдвижении кандидатуры на награждение (городской, областной, Российский уровни); 5) аттестация педагогических кадров; 6) предоставление отгулов; 7) распространение опыта работы; 8) работа на самоконтроле.
Творчество ни одному человеку не может быть дано или сообщено. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только импульс… А. Дистервег