Педагогический совет «Компетентностный подход – реальность современного образования»
«Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком» Николай Пирогов
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДСОВЕТА 1.Новое качество образования. 2. Компетентности и компетенции. 3. Компетентностный подход в образовании. 4. Ключевые компетентнции. 5. Стандарт качества образования. 6. Оценка уровня сформированности ключевых компетентностей.
«Если вы не представляете, с какими ситуациями могут сталкиваться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях». Р. Мартен
1.человек самостоятелен и ответственен; 2.человек может что-то сделать; 3.человек желает делать то, что может; 4.экономикой данного периода востребовано то, что он может и желает делать; 5. человек готов самосовершенствоваться, понимая, что завтра экономикой будет востребована иная деятельность. Качество результатов образования можно свести к 5 позициям:
Компетенция (от лат. competentia-соответствие, соразмерность) - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимой для качественной и продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция – это то, чем человек владеет. Компетенция - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен.
Компетентность - это владение человеком соответствующими компетенциями, содержащими его личностное отношение к деятельности
Компетенции Ключевые: - ценностно-смысловая - учебно-познавательная - информационная - коммуникативная - социально-трудовая - компетенция личностного самосовершенствования Профессиональные базовыефункциональные
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов
Некомпетентностное обучениеКомпетентностное обучение Наука основа содержания образования рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий Наука основа содержания образования рассматривается как общечеловеческий свод ____________________ Изучение «основ наук» является главной и самодостаточной целью учебного процесса Изучение «основ наук» является ___________ развития готовности решать жизненные проблемы с использованием принципов научного мышления Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками Учитель ставит вопросы _________, ________ и отвечает на них вместе с учениками Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию Методы и формы обучения используются как _____________ средства достижения определенных педагогических целей. Например, групповые формы работы подчинены задаче формирования умений работы в сотрудничестве Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями Применение знаний и умений проводится в __________________________________ ситуациях Основной результат обучения: знания, умения, навыки, ценности Основной результат обучения: _________________ _____________________________ Жизненный опыт учащихся формируется стихийно, за пределами учебного процесса Жизненный контекст и формирование жизненного опыта вводятся в рамки ______________ _______________________________ Накапливается и осмысливается опыт решения учебных задач Накапливается и осмысливается опыт решения _________________________ Оценивается накопленный багаж дидактических единиц Оценивается ________________________________ ______________________________________ Школа уводит человека от решения трудных жизненных проблем в область, близкую к «чистой науке» Школа готовит человека ____________________________________ Школа учит человека полагаться на свою памятьШкола учит человека полагаться на свою __________________________
Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое внимание придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя наработать соответствующих средств.
Главная задача учителя – мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы (создание «развивающей среды»).
Реализация идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно ориентированного обучения. Все эти идеи отражают попытки решить проблему мотивации учебной деятельности школьников, создать модель учения с увлечением.
Организационные формы работы («развивающая среда») работа в малых и больших группах; проекты (в том числе социальные); учебная исследовательская деятельность; работа по индивидуальным учебным планам.
Что должен уметь педагог, чтобы реализовать компетентностный подход?
Стандарты второго поколения – компетентностный стандарт образования
Оценка уровня сформированности Оценка уровня сформированности ключевых компетентностей ключевых компетентностей
Подход Основной результат обучения Примеры типичных форм контроля результатов обучения Пример контролирующего задания ЗнаниевыйВладение знаниями Экзамены по билетам. Тест Дать развернутый ответ на вопрос: «Жесткость воды и пути ее устранения» ЗуновскийВладение умениями Изложение. Сочинение. Типовая расчетная задача. Демонстрация опыта Продемонстрировать опыт, иллюстрирующий взаимодействия жесткой воды с моющими средствами Компетент ностный Готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации Ранее не встречавшаяся задача. Выполнение и защита исследовательского или практико- ориентированного проекта. Презентация портофолио достижений. Предложить и продемонстрировать на практике несколько альтернативных способов решения проблемы стирки белья в условиях местности с очень высокой степенью жесткости воды
Проект решения: принимать участие в тематических проблемных семинарах, консультациях, проводимых специалистами по данному вопросу (в течение уч.года); Методсовету школы внести дополнения в системный анализ урока (декабрь 2011г.) с позиции компетентностного подхода к обучению. Администрации школы посредством посещения уроков оценить уровень применения компетентностного подхода педагогами школы, выяснить имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать цикл мероприятий по их устранению. Методическим объединениям учителей-предметников способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы. Продолжить работу над проблемой обеспечения качества образования путём организации деятельности обучающихся в рамках компетентностного подхода.