презентацию подготовила руководитель методического объединения учителей начальных классов Советского городского округа Тынянская О.Л. Проектная задача в начальной школе.
Приоритетом начального общего образования является: формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
На выходе из начальной школы задается следующий результат образования: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; определение способов контроля и оценки деятельности учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности
Эксперты отмечают: беспомощность младших школьников в ситуациях, близких к реальным оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов)
Актуально использование в обучении приёмов и методов, которые формируют: умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Организация проектной деятельности метод проектов Создание условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения задания.
С точки зрения А.Б.Воронцова «полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно».
«задача» «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С.И. Ожегова) поисковая задача конкретно-практическая задача творческая (олимпиадная) задача
Проектные задачи «задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей». принципиально носит групповой характер
Через опыт решения подобных задач на протяжении пяти первых лет обучения в школе, младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. проектная задача – это система (для 4–5-х классов – набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.
Какие педагогические эффекты имеют проектные задачи? Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе. Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания. Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.
Проектные задачи в начальной школе -шаг к проектной деятельности в подростковой (основной) школе. поддерживают детскую индивидуальность дают возможность опробования различных путей решения помогают сложиться учебному сообществу