Пути реализации безотметочного обучения младших школьников
Анализ ситуации и постановка проблемы Развивающемуся обществу нужны: самостоятельные; инициативные; ответственные люди.
Ключевые образовательные задачи основных этапов школьного обучения Начальный этап этап (1 – 5 классы) Подростковый этап этап (6 - 9 классы) Этап самоопределения самоопределения (10-11 классы) Самостоятельность, инициативность, инициативность, ответственность молодых людей Контрольно – оценочнаясамостоятельностьмладшихшкольников Учебная самостоятель- самостоятель-ностьподростков Способность учиться на основе индивидуальных индивидуальныхобразовательныхпрограмм
Этапы введения новой безотметочной системы оценивания в начальной школе МОУ «СОШ 18»
ЭТАП 1 – принятие учителями и родителями единой «оценочной политики» 1.Разработка Положения о безотметочном обучении. 2.Утверждение Положения на педагогическом совете. 3.Рассмотрение Положения родительской общественностью. 4.Выработка Программы действий по внедрению КОД младших школьников в образовательный процесс. 5.Утверждение Программы на методическом совете.
ЭТАП 2 – работа методического объединения. Цель: 1.Анализ содержания программ и стандарта. 2.Чёткое определение знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся на конец каждой темы, четверти, конец учебного года. 3.Создание пакета документо для обеспечения новой технологии необходимыми средствами. Результат: Результат: календарно – тематическое планирование с предполагаемыми итоговыми результатами; пакет документов
Пакет документов: Модель выпускника 1 класса, модель выпускника 2 класса, листы индивидуальных достижений по литературному чтению, русскому языку, математике, дневник мониторинг общеучебных умений, критерии пооперационного контроля по темам, рабочий журнал учителя, критерии оценивания проверочных и контрольных работ, тексты проверочных и контрольных работ
Этап 3 – работа учителей в режиме безотметочного обучения Цель: создание условий для формирования контрольно –оценочной самостоятельности младших школьников как основы умения учиться
НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Контрольно – оценочная деятельность включает: Контрольно – оценочнаядеятельностьучителя оценочнаядеятельностьучащихся в отношении самих себя (самоконтроль,самооценка) Контрольно – оценочнаядеятельностьучащихся в отношении друг друга (взаимоконтроль,взаимооценка)
Контрольно – оценочная деятельность учащихся Цель: овладение простейшими приёмами самооценки и самоконтроля. Виды самооценки с помощью линеечек 1 – 2 класс Ретроспективная (после выполнения задания) Прогностическая (до выполнения задания)
Этапы формирования умения оценивать себя Проверочная работа Первый урок второй урок Первый урок Второй урок Этап1 (10-12мин) индивидуальная работа с текстом, прогностическая самооценка Этап 1 (10 мин) индивидуальная работа учащихся Этап2 (30 мин) выполнение работы учащимися Этап 2 (10мин) коллективное обсуждение Этап 3 (15-20 мин) вторичная коррекция знаний и самооценка
Пооперационный контроль за выполнением задания. Предмет: математика. Тема: решение простых задач Критерии: 1.Чтение задачи. (Ч) 2.Условие. (У) 3.Вопрос. (В) 4.Анализ (целое, части). (А) 5.Знание формулы. (Ф) 6.Решение. (Р) 7.Ответ. (О). (Ч)(У)(В)(А)(Ф)(Р)(О)
Контрольно – оценочная деятельность в отношении друг друга Цель: овладение простейшими приёмами взаимоконтроля и взаимооценки. Этапы обучения детей взаимоконтролю и взаимооценке 1 этап Оценка учителем, в качестве образца, выполненного задания на доске 2 этап Оценка работы одноклассника с целевой установкой - ищем в работе преимущества, достоинства, а потом по тем же показателям – ищем в работе недостатки
1 этап Оценка учащимися с помощью знаков «+» или «-» правильности и последовательности выполнения задания учителем на уроке по определённому алгоритму. 2 этап Оценка учащимися правильности и последовательности выполнения задания одноклассником на доске по данному алгоритму. 3 этап Эта же работа в парах. Дети по очереди выполняют роль учителя, фиксируют правильность и последовательность выполнения задания своим «учеником», при необходимости оказывая помощь. 4 этап Работа по принципу: сам делаю, сам себя контролирую. Этапы формирования самооценки при пооперационном контроле (оценка процесса выполнения)
Гистограмма. Уровень сформированности самооценки учащихся.
Гистограмма. Уровень обобщенного способа организации деятельности.