Заседание методического объединения классных руководителей Роль классного руководителя в формировании и развитии познавательной активности учащихся
Цель: содействовать формированию у классных руководителей более глубоких и детальных представлений о процессах формирования и развития познавательной активности учащихся Задачи: согласовать средства и методы деятельности по формированию и развитию познавательной активности учащихся на разных ступенях обучения; создать «банк» мероприятий по данному направлению деятельности
Что такое познавательная активность? «Познавательной активностью психологи называют стремление человека к новым знаниям, к решению не только учебных задач, но и задач, возникающих в жизни. Познавательная активность заставляет искать и находить решение таких проблем, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Зачастую она вызывает у человека новый интерес и к тому, что уже вроде бы хорошо известно и кажется вполне понятным. Человек с более развитой познавательной активностью может увидеть что-то новое, интересное и непонятное там, где вроде бы все уже давно понятно и хорошо изучено»
Показатели познавательной активности: сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме ; ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний, стремится узнать больше, участвовать в дискуссии; положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности
Непосредственная познавательная активность, любознательность(дошкольный возраст) 1)Формы поведенческого проявления: -непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым родителям, учителям; позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.
2) Условия формирования: насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. 3) Основные препятствия: раннее введение теоретических форм обучения, слишком раннее приобщение ребенка к «книжной культуре».
Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений (начальная школа) 1) Формы поведенческого проявления: стремление решать интеллектуальные задачи; стремление получить средства для решения указанных задач; потребность в интеллектуальных достижениях; вопросы по изучаемой теме по типу «как это сделать», «для чего это надо делать», «что правильно, что неправильно» и т.п.; установка на овладение предлагаемым способом деятельности; позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности; интерес к значению незнакомых слов; ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (урока, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.
2) Условия формирования: отношение взрослых учителей и родителей, их ожидания по поводу успехов ребенка и перспектив его будущей жизни. 3) Основные препятствия: развитие конкурентности и замена познавательной мотивации мотивацией достижения, а также ориентация педагогов и родителей преимущественно на исполнительскую сторону деятельности.
Познавательная активность, направленная на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними(5-8 классы) 1)Формы поведенческого проявления свободное и заинтересованное оперирование знаниями и умениями в области, связанной с интересом; стремление выполнять задания повышенной трудности; поиск самостоятельных путей решения поставленных задач; использование собственных примеров по изучаемой теме; стремление поделиться со взрослыми и одноклассниками имеющимися знаниями; относительная устойчивость интереса, проявление интереса не связано с конкретной учебной ситуацией.
2) Условия формирования: включенность познавательной деятельности в общий контекст жизни школьника, уровень и способы выражения познавательной активности взрослых педагогов и родителей. 3) Основные препятствия: репродуктивный характер предъявляемых знаний, невыявленность их связи с реальной действительностью и репродуктивный характер образования, а также несвязанность их с ведущими потребностями возраста. Все это ведет к формализму в усвоении школьных знаний, центрации учебной мотивации на оценке.
Самостоятельная познавательная активность (9-11 классы ) 1) Формы поведенческого проявления: ненасыщаемый характер познавательного интереса стремление узнать больше; новое знание, новое умение порождает новые вопросы, направленные на более глубокое проникновение в его содержание; интерес к познанию закономерностей, существенных причинно- следственных связей, проявляющийся как в самостоятельной деятельности, так и в вопросах, задаваемых педагогу; самостоятельная постановка вопросов и целей изучения; поиск оригинальных способов достижения целей, решения задач; устойчивая избирательность и постоянство интереса, его включенность в представление ученика о собственном будущем как в профессиональной сфере, так и в сфере самообразования, досуга и т.п.; выделение наиболее существенных, важных сторон изучаемого явления; активное участие в обсуждениях, спорах по интересующему предмету, области; желание высказать и отстоять свою точку зрения; осознание интереса ученик способен объяснить, что ему нравится в том или ином предмете.
2) Условия формирования: профессиональная компетентность педагога, обеспечивающая самостоятельную активность учащихся, использование дискуссий и столкновений различных точек зрения, а также включение познавательной активности в число основных личностных ценностей. 3) Основные препятствия: личностные особенности школьников низкая самооценка собственных интеллектуальных возможностей, комплекс негативных переживаний, связанных со школой, и т.п.
Некоторые выводы психологов: 1)Сензитивными для психологической работы по развитию познавательной активности школьников являются этапы перехода на новую ступень обучения (1-й класс, 5-й класс, 9-й класс). 2)Для развития познавательной активности на всех возрастных этапах имеют значение не только характер познавательных потребностей окружающих ребенка взрослых, их умение и желание передать свои интересы, знания ребенку, но и отношение к нему и к самому себе. 3)На развитие познавательной позиции существенно влияет тип образовательной среды. 4)Психологический климат школы оказывает влияние на деятельность и эмоциональное самочувствие как педагогов, так и учащихся. 5)Эмоциональными барьерами познавательной активности школьников становится комплекс негативных переживаний, связанных со школой и процессом учения. Центральное место здесь занимают эмоции, связанные с неуверенностью в собственных силах, «школьная скука», переживание отношений с учителями и сверстниками.
Практическая часть «Ловись рыбка, большая и маленькая» Участники МО работают в трех группах - артелях: «Шустрый окунек» – для 1 ступени «Хитрая щучка» – для 5-8 классов «Премудрый пескарь» для 9-11 классов
Работа осуществлялась в 3 этапа: 1 этап- готовим наживку(червей): подбираем методы и приемы формирования и развития познавательной активности для данной ступени учащихся; 2 этап- ловим рыбку: подбираем формы дел по формированию и развитию познавательной активности для данной ступени; 3 этап- разрабатываем краткий сценарий дела для данной ступени.
Решения МО: 1)Принять к сведению информацию по формированию и развитию познавательной активности. 2)Разработать открытое внеклассное мероприятие к Дню открытых дверей для родителей.