Основная образовательная программа начального общего образования
Требования к структуре основной общеобразовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
ФГОС НОО Содержание основной образовательной программы НОО РАЗДЕЛ 1Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.
РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Планируемые результаты - система обобщенных личностно- ориентированных целей образования, обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, являются основой для разработки основных образовательных программ начального общего образования образовательных учреждений являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы
РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Уровни описания: Цели - ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала - «Выпускник научится» Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета – «Выпускник получит возможность научиться»
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «Портрет выпускника начальной школы»: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
РАЗДЕЛ 3 Учебный план начального общего образования Базисный учебный план - нормативная основа для разработки учебного плана образовательного учреждения Базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана: состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы
Учебный план состоит из двух частей: 1. Обязательная часть -определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей -отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования 2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, в которую входит обязательный компонент- внеурочная деятельность Структура учебного плана В 1-ом классе на обязательную часть отводится 20часов На внеурочную деятельность отводится 10 часов
Нормативно-правовые документы федерального уровня Закон «Об образовании»(ст.9,13.14,15,32) Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ) СанПиН, «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от ) раздел 2.9. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН 363 от 6 октября 2009 зарегистрирован Минюст от ). Приказ МОиН 822 от Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, на год
Нормативные документы Министерства образования и науки Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ 408/13-13от ) Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ 202/11-13 от ) О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ 220/11-13 от ) Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ 1561/14-15 от ) Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ /13 от ) Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ 199/13 от ) О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ 957/13-13 от )
РАЗДЕЛ 4 Примерная программа формирования универсальных учебных действий устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Ценностные ориентиры НОО Формирование основ гражданской идентичности личности Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности
Кроме предметных УД формируются следующие блоки УУД Личностные УУД Метапредметные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
Смысловые акценты УУД Русский языкЛитературное чтение Математика Окр.мир личностные жизненное само- определение нравственно- этическая ориентация Смыслообразованиенравственно- этическая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.) познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. Приоритеты предметного содержания в формировании УУД
РАЗДЕЛ 5. Примерные программы учебных предметов, курсов Основой для разработки программ учебных предметов являются требования ФГОС к результатам программы обеспечивают: определение тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются метапредметными, выделение не только содержания, но и видов учебной деятельности, способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. В соответствии с ФГОС программы включают: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в федеральном государственном стандарте начального общего образования: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
Тематический принцип Учебный материал каждого года обучения поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем. Принцип вариативнос ти Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение предметных умений на уровне требований, обязательных для всех учащихся. В учебниках ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить упражнения в рубрике «Проверочные задания» (1, 2 классы) и «Проверяем, чему мы научились» (3-4 классы). Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; задания на дополнительное закрепление обязательного материала; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся.
Содержание Пропедевтический уровень Практический уровень Общие свойства предметов и групп предметов ( 10 ч ) Объединение предметов в группы по заданному признаку; определение признака, по которому предметы объединены в группы. Упорядочивание предметов по заданному признаку. Сравнение количества предметов в группе. Числа и величины ( 25 ч) Площадь, объем, масса предметов. Единицы измерения длины, площади, объема, массы (на уровне наглядных представлений). Счет предметов. Чтение и запись чисел первой сотни. Определение следующего и предыдущего чисел по заданному числу. Различение четных и нечетных чисел… Операции над числами (60 ч) Правила сравнения чисел. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Названия компонентов действий сложения… Чтение и запись равенств и неравенств. Сравнение чисел.
ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: положительное отношение и интерес к изучению математики; ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала; умение признавать собственные ошибки; могут быть сформированы: умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности); восприятие математики как части общечеловеческой культуры; устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
урока Тема урока Цели урокаХарактеристика учебной деятельности 5 С Сравнение предметов (по форме и цвету) Формирование умений сравнивать предметы по форме и цвету. Знакомство с табличной формой представления информации Сравнивать форму, цвет, размер изображённых предметов. Упорядочивать изображённые предметы по размеру. Ориентироваться в таблице (различать строки и столбцы). Выявлять закономерность в расположении изображённых предметов в таблице, «заполнять» пустые клетки таблицы в соответствии с этой закономерностью. Задавать друг другу вопросы при работе в парах
АРМ учителя -1 Интерактивная доска -1 Электронное приложение ЦОР
РАЗДЕЛ 6 Примерная программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы Структура: Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
Нравственный идеал: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Национальные базовые ценности: Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Личность Труд и творчество Наука Традиционные религии Искусство и литература Природа Человечество
Нравственный портрет идеально воспитанного школьника: Добрый, не причиняющий зла живому; Честный и справедливый; Любящий и заботливый; Трудолюбивый и настойчивый; Творящий и оберегающий красоту мира; Стремящийся к знаниям и критически мыслящий; Смелый и решительный; Свободолюбивый и ответственный; Самостоятельный и законопослушный; Чувствующий свою связь с народом, страной, культурой; Патриотичный; Толерантный.
Направления работы: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Уроки Мужества Классные часы к Дню Народного Единства Работа школьного музея Митинг к Дню Народного единства
Воспитание нравственных чувств и этического сознания День Матери Ярмарка к Дню Матери Акция «Протяни руку помощи»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Клуб «ЮИД» Научный клуб «Почемучка» Субботники, трудовые десанты Выставка «Осенние чудеса»
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни Через содержание учебных предметов мониторинг здоровья Дни здоровья Конкурс «Самый здоровый класс» Внеурочная деятельность: Тропинка здоровья СА-ФИ ДАНС Спортивные часы
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Через содержание предметов Уроки чистой воды Экскурсия в лес Участие в акции «Каждой пичужке – наша кормушка» Внеурочная деятельность - Общественно – полезная деятельность «Дорогой добра»
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях Музыкальный студия «Мозаика» Филармонические уроки Выставки рисунков Поездки в театр Внеурочная деятельность «Радуга», «Чудесная мастерская», «Народные песни и игры»
Система работы с родителями, культурными и общественными организациями Ежегодное проведение Дня открытых дверей; Проведение семейных праздников; Совместные с родителями поездки и экскурсии; Взаимодействие с школой искусств; Взаимодействие с Центром внешкольной работы; Взаимодействие с поселковой библиотекой и ДДТ
Кадровые условия Участие классных руководителей в проблемных семинарах и прохождение курсовой подготовки
Планируемые результаты духовно- нравственного развития и воспитания учащихся: 1 уровень – приобретение учащимися социальных знаний. 2 уровень – получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. 3 уровень – получение опыта самостоятельного общественного действия.
РАЗДЕЛ 7 Примерная программа формирования культуры здорового безопасного образа жизни Примерная программа формирования культуры здорового безопасного образа жизни комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ объектом системы оценки содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты функциями являются: ориентация образовательного процесса на духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования
РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются: оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденций развития системы образования; оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования; оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начальной общеобразовательной школы
РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Внутренняя оценка:учитель, ученик,ОУ и родители Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования Накопленная оценка (портфель достижений) Государственная итоговая аттестация/Итоговая оценка : обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависит от ступени обучения
критерии достижения – планируемые результаты; критерии достижения – планируемые результаты; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи; оценка способности решать учебно-практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки сочетание внутренней и внешней оценки комплексный подход: использование комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных); стандартизированных работ (устных, письменных); нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации Система оценки: основные особенности