Инновационная деятельность в работе методического объединения учителей математики Работа по формированию компетентностной среды как фактора развития основных компетенций учащихся
В процессе работы над методической темой школы «Формирование творческого потенциала личности в условиях развивающей направленности обучения» МО учителей математики определяет основные цели работы: В процессе работы над методической темой школы «Формирование творческого потенциала личности в условиях развивающей направленности обучения» МО учителей математики определяет основные цели работы: Определение содержания педагогических (психолого- педагогических, социально-педагогических, личностных) компетенций учителей математики; Определение содержания педагогических (психолого- педагогических, социально-педагогических, личностных) компетенций учителей математики; непрерывное повышение уровня педагогического мастерства учителей- предметников; непрерывное повышение уровня педагогического мастерства учителей- предметников; совершенствование форм и методов работы по повышению качества знаний учащихся; совершенствование форм и методов работы по повышению качества знаний учащихся; создание учебной среды, способствующей формированию и развитию творческих способностей учащихся создание учебной среды, способствующей формированию и развитию творческих способностей учащихся
Основные задачи работы МО : Совершенствование методики преподавания математики в лицейских классах, способствующих развитию личностных компетенций учащихся; Совершенствование методики преподавания математики в лицейских классах, способствующих развитию личностных компетенций учащихся; Обеспечение высокого методического уровня всех видов учебной и внеурочной деятельности по предмету; Обеспечение высокого методического уровня всех видов учебной и внеурочной деятельности по предмету; Повышение профессиональной квалификации учителей МО; Повышение профессиональной квалификации учителей МО; Обобщение и распространение педагогического опыта творчески работающих учителей; внедрение новых педагогических технологий в преподавании предметов математического цикла с целью обеспечения высокого уровня качества знаний учащихся; Обобщение и распространение педагогического опыта творчески работающих учителей; внедрение новых педагогических технологий в преподавании предметов математического цикла с целью обеспечения высокого уровня качества знаний учащихся; Организация проектной деятельности учащихся лицейских классов; Организация проектной деятельности учащихся лицейских классов; Обеспечение активного участия школьников в мероприятиях, проводимых совместно с МГТУ им. Баумана; Обеспечение активного участия школьников в мероприятиях, проводимых совместно с МГТУ им. Баумана; Разработка и апробация новых методов работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися из «зоны риска», а так же форм и методов работы по предотвращению неуспеваемости учащихся; Разработка и апробация новых методов работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися из «зоны риска», а так же форм и методов работы по предотвращению неуспеваемости учащихся; Внедрение программной среды « Школьный мониторинг» и разработка методики работы с ней. Внедрение программной среды « Школьный мониторинг» и разработка методики работы с ней.
Изменения в содержании образования с целью развития ключевых компетенций учащихся 1.Углубленное изучение математики 2. Использование элективных курсов с учетом профильного обучения и индивидуализации обучения 3. Апробация и внедрение нетрадиционных форм учебной работы, способствующих расширению содержания образования
Углубленное изучение математики 8-9 класс Учитель Фролова Татьяна Николаевна 1. Углубленное изучение отдельных тем курса математики 8 класса (по учебному комплекту Г.В.Дорофеева) 2. Изучение дополнительных глав учебного курса, способствующих расширению кругозора учащихся, развитию их критического мышления, выработке навыков самостоятельной исследовательской и творческой работы
Углубленное изучение математики класс Афанасьева Светлана Викторовна Учитель Афанасьева Светлана Викторовна 1. Изучение курса «Алгебра и математический анализ» ( по учебнику Виленкина Н.Я. и др.) по программе Министерства образования РФ для классов с углубленным изучением математики 2. Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» и научно-практической конференции «Открытие»
Углубленное изучение математики класс Степанова Татьяна Андреевна Учитель Степанова Татьяна Андреевна 1. Изучение курса «Геометрия» ( по учебнику Атанасяна Л.С. и др.) 2. Участие учащихся в фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио», междисциплинарной конференции «Созвездие» и научно-практической конференции «Открытие» 3. Изучение дополнительных глав учебного курса, способствующих расширению пространственного воображения учащихся, развитию их практических навыков и критического мышления, выработке навыков самостоятельной исследовательской и творческой работы
Элективный курс «Наглядная геометрия» для учащихся 5-6 классов Руководители курса Степанова Т.А., Зеленцова А.П.
Апробация и внедрение нетрадиционных форм учебной работы, способствующих расширению содержания образования С целью развивающей направленности обучения: 1. Использование новых дидактических материалов к учебному комплекту Дорофеева Г.В. ( учитель Зеленцова А.П.) 2. Создание и использование раздаточных таблиц, опорных схем и рабочих листов к урокам математики ( учитель Степанова Т.А.) 3. Использование компьютерной поддержки при подготовке к малому ЕГЭ по математике ( учитель Фролова Т.Н.) 4. Создание и использование конспектов на печатной основе ( учитель Афанасьева С.В.) С целью развития навыков рефлексии: 1. Создание учениками вариантов практических заданий на основе анализа ошибок проверочных работ 2. Оппонирование и комментирование учащимися выступлений одноклассников на уроках математики С целью подготовки к новым формам итоговой аттестации: 1. Тестовые формы тематического контроля 2. Участие в тестировании (тест готовности к продолжению образования) «Кенгуру – выпускникам» учащихся 9 и 11 классов
Внедрение современных технологий обучения с целью развития ключевых компетенций учащихся с целью развития ключевых компетенций учащихся 1. Использование технологии критического мышления на уроках математики. 2. Дифференцированный подход к обучению с использованием групповой, парной, индивидуальной и других форм работы. 3. Использование исследовательских и проектных методов, организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Использование технологии критического мышления на уроках математики -умение самостоятельно добывать информацию из разных источников; -умение анализировать и интегрировать полученную информацию; -умение четко определять проблему; -поиск альтернативных способов решения математических задач; -использование индуктивных и дедуктивных способов мышления; -умение четко выражать и отстаивать свое мнение.
Дифференцированный подход к обучению с использованием групповой, парной, индивидуальной и других форм работы - суметь увидеть каждого ученика, его стремления и возможности; - определять индивидуальные перспективы развития учащихся и всего класса в целом; - предлагать различные формы работы учащихся на уроках математики и в ходе подготовки к ним для нахождения наиболее оптимальных способов продвижения каждого по пути образования
Использование исследовательских и проектных методов, организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Э. Кант
Список работ, представленных на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», организованном издательским домом «Первое сентября», В 2006/2007 учебном году : (в скрытых слайдах представлены аннотации работ учащихся, а сами работы опубликованы на сайте Сечения многогранников Начала теории вероятностей Уравнения, содержащие неизвестную под знаком модуля Занимательные страницы геометрии Физические задачи, приводимые к дифференциальным уравнениям Признаки равенства треугольников Цепные дроби
«Сечения многогранников» Авторы работы учащиеся 11 «А» класса школы 420 Демкин Саша, Мелихова Марина, Новик Валя Руководитель проекта учитель математики школы 420 Руководитель проекта учитель математики школы 420 Степанова Т.А. Работа демонстрирует общие понятия о сечениях многогранников, в ней подробно рассматриваются методы построения сечений, используемые в средней школе: метод следов, метод внутреннего проектирования и комбинированный метод. Целью работы является достижение наглядности при построении сечений многогранников, а также развитие пространственных представлений у учащихся средних школ. Работа демонстрирует общие понятия о сечениях многогранников, в ней подробно рассматриваются методы построения сечений, используемые в средней школе: метод следов, метод внутреннего проектирования и комбинированный метод. Целью работы является достижение наглядности при построении сечений многогранников, а также развитие пространственных представлений у учащихся средних школ.
«Начала теории вероятностей» Авторы работы учащиеся 10 «А» класса школы 420 Фаткина Яна, Фаткина Диана, Лавренова Юлия Руководитель проекта учитель математики школы 420 Руководитель проекта учитель математики школы 420 Афанасьева С.В. Данная работа состоит из трех частей, выполненных в форме презентации. В первой части рассматриваются некоторые факты, связанные с историей развития «Теории вероятностей». Вторая часть знакомит с основными понятиями этой науки, здесь же рассматриваются примеры решения задач. В третьей части предложены пять занимательных задач с решением. Данная работа состоит из трех частей, выполненных в форме презентации. В первой части рассматриваются некоторые факты, связанные с историей развития «Теории вероятностей». Вторая часть знакомит с основными понятиями этой науки, здесь же рассматриваются примеры решения задач. В третьей части предложены пять занимательных задач с решением.
«Уравнения, содержащие неизвестную под знаком модуля» Авторы работы учащиеся 10 «А» класса школы 420 Тремаскина Наталья, Тремаскин Виталий Руководитель проекта учитель математики школы 420 Руководитель проекта учитель математики школы 420 Афанасьева С.В. Различные способы решения уравнений, содержащих неизвестную под знаком модуля, Различные способы решения уравнений, содержащих неизвестную под знаком модуля, на примере уравнений на примере уравнений x x + 2= 0 и 4 |x |+ 5= 6|x | x x + 2= 0 и 4 |x |+ 5= 6|x | «SMS- решение» задачи на нахождение наибольшего или наименьшего значения, «SMS- решение» задачи на нахождение наибольшего или наименьшего значения, на примере функции на примере функции у=10x - 1+9x - 2+8x - 3+7x - 4+6x - 5+ у=10x - 1+9x - 2+8x - 3+7x - 4+6x x x - 7+3x - 8+2x - 9+x - 10 Подборка задач с графическими иллюстрациями для самостоятельного решения Подборка задач с графическими иллюстрациями для самостоятельного решения
«Занимательные страницы геометрии» Автор работы ученик 10 «А» класса школы 420 Смирнов Григорий Руководитель проекта учитель математики школы 420 Руководитель проекта учитель математики школы 420 Афанасьева С.В. В проекте показан один из методов использования мультимедийной среды "Живая геометрия" на уроке и во внеурочной деятельности. "Живая геометрия" открывает мир удивительных возможностей. Мы предлагаем познакомиться с этой замечательной программой, ее инструментами, приемами и способами построения различных фигур, с теми возможностями, которые программа в себе содержит. В проекте также представлен установочный архив самой программы. В проекте показан один из методов использования мультимедийной среды "Живая геометрия" на уроке и во внеурочной деятельности. "Живая геометрия" открывает мир удивительных возможностей. Мы предлагаем познакомиться с этой замечательной программой, ее инструментами, приемами и способами построения различных фигур, с теми возможностями, которые программа в себе содержит. В проекте также представлен установочный архив самой программы.
«Физические задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям» Авторы работы учащиеся 11 «А» класса школы 420 Галкин Николай, Киселев Дмитрий Руководитель проекта учитель математики школы 420 Руководитель проекта учитель математики школы 420 Афанасьева С.В. В данной работе рассматриваются решения физических задач из разных разделов физики. Основное внимание в решении предложенных задач уделяется составлению дифференциальных уравнений. В то же время в скрытых слайдах рассмотрены решения полученных уравнений и найдены константы интегрирования (в зависимости от начальных условий). В данной работе рассматриваются решения физических задач из разных разделов физики. Основное внимание в решении предложенных задач уделяется составлению дифференциальных уравнений. В то же время в скрытых слайдах рассмотрены решения полученных уравнений и найдены константы интегрирования (в зависимости от начальных условий). Далее в работе сформулированы многовариантные задачи, к каждой из которых предложены расчетные таблицы, выполненные в excel. Таблицы позволяют учителю сформулировать необходимое количество задач, одинаковых по фабуле, и отличающихся только начальными параметрами. Далее в работе сформулированы многовариантные задачи, к каждой из которых предложены расчетные таблицы, выполненные в excel. Таблицы позволяют учителю сформулировать необходимое количество задач, одинаковых по фабуле, и отличающихся только начальными параметрами.
«Признаки равенства треугольников» Автор работы ученица 7 класса школы 192 Афанасьева Анастасия Руководитель проекта учитель математики школы 420 Руководитель проекта учитель математики школы 420 Фролова Т.Н. В данной работе формулируются и доказываются шесть утверждений, которые можно рассматривать как новые признаки равенства треугольников, а так же приводятся контрпримеры к еще трем утверждениям, обосновывая невозможность существования признаков по предложенным элементам треугольников. В данной работе формулируются и доказываются шесть утверждений, которые можно рассматривать как новые признаки равенства треугольников, а так же приводятся контрпримеры к еще трем утверждениям, обосновывая невозможность существования признаков по предложенным элементам треугольников. В качестве справочного материала формулируются известные семиклассникам факты, на которые есть ссылки в работе, а так же дается пара рекомендаций для решения сложных задач данной темы. В качестве справочного материала формулируются известные семиклассникам факты, на которые есть ссылки в работе, а так же дается пара рекомендаций для решения сложных задач данной темы.
« Цепные дроби » Автор работы ученик 10 класса школы 1557 Афанасьев Сергей Руководитель проекта учитель математики школы 420 Руководитель проекта учитель математики школы 420 Степанова Т.А. В данной работе рассматриваются свойства и графики функций видов y=1:(1+1:(1+1:(1+...)))) и y=1:(1-1:(1-1:(1-...)))). и исследуется связь данных функций с последовательностью чисел Фибоначчи. В данной работе рассматриваются свойства и графики функций видов y=1:(1+1:(1+1:(1+...)))) и y=1:(1-1:(1-1:(1-...)))). и исследуется связь данных функций с последовательностью чисел Фибоначчи.
Активное использование разнообразных форм внеурочной деятельности с целью повышения мотивации обучения ( в скрытых слайдах представлены аннотации мероприятий, фотоотчеты опубликованы на сайте ru) Поле чудес ( 5 класс) Математическая игротека ( 10 «а» и 6-е классы) Математический бой (10 «а» с ГОУ СОШ 870) Математическая регата (10 «а» с ГОУ СОШ 870 и 575) Математические этюды (11 «а» и 6-9 классы) Угадай мелодию ( 10 «б» класс) «Кенгуру круглый год» (5-6 классы)
Поле чудес Три тройки участников в каждом классе, используя буквы- подсказки, отгадывали математические термины. Три тройки участников в каждом классе, используя буквы- подсказки, отгадывали математические термины. Зрители активно поддерживали своих игроков, но не забывали и про задания для болельщиков. Зрители активно поддерживали своих игроков, но не забывали и про задания для болельщиков.
Математическая игротека Математическую игру для шестиклассников подготовили лицеисты 10 «А» класса. Много интересных заданий ждали малышей на станциях: 1. Быстрый счет 2. Ребусы и кроссворды 3. Занимательные вопросы 4. Настольные логические игры
Математический бой Правила ведения боя – особая традиция в мире математических соревнований. В ноябре 2006 года состоялась первая встреча лицеистов 10 «а» нашей школы с командой ГОУ СОШ 870 ЮАО г. Москвы.
Математическая регата Регата - математическое соревнование, ставшее в настоящее время уже классическим. В каждом раунде командам – участникам предлагается решить по три задачи за определенное время. Затем во время разбора задач, проводится проверка решений и объявляются результаты. В этом году команды 10 «а» класса кроме городского тура приняли участие в тренировочных играх вместе с командами школ 870 и 575 нашего округа
Математические этюды Лицеисты 11 «а» класса провели озвучение анимационных фильмов математического содержания. С большим интересом зрители 6-9 классов просмотрели сюжеты, объясняющие свойства особых линий в математике, необычные развертки, паркеты и разрезания.
Угадай мелодию В каждом из трех раундов командам предлагается пакет, содержащий шесть задач, решения которых следует записывать на специальных бланках. В каждом из трех раундов командам предлагается пакет, содержащий шесть задач, решения которых следует записывать на специальных бланках. Решив одну из задач, представитель команды подходит к своему члену жюри для проверки решения. Решив одну из задач, представитель команды подходит к своему члену жюри для проверки решения. В случае правильного ответа команда получает слово, соответствующее номеру решенной задачи, в противном случае слово оказывается для команды потерянным. В случае правильного ответа команда получает слово, соответствующее номеру решенной задачи, в противном случае слово оказывается для команды потерянным. Набрав необходимое количество слов и угадав песню, команда должна исполнить несколько строк из нее. Если песня угадана правильно, команда имеет возможность выбрать себе приз из предложенного призового фонда. Набрав необходимое количество слов и угадав песню, команда должна исполнить несколько строк из нее. Если песня угадана правильно, команда имеет возможность выбрать себе приз из предложенного призового фонда.
Школьный конкурс для учащихся 5-6 классов «Кенгуру круглый год» Еженедельно на странице школьного сайта появляются 5 задач. Начать решать задачи можно с любой недели Каждому ученику, желающему принять участие в конкурсе, надо сдать решения предложенных задач на проверку членам жюри Каждую пятницу определяется рейтинг наиболее популярных задач недели, выявляется самый активный и самый результативный участники конкурса, публикуются решения задач прошедшей недели выявляется самый активный и самый результативный участники конкурса, публикуются решения задач прошедшей недели В конкурсе используются материалы международного конкурса «Кенгуру» для 5-6 классов и занятий математического кружка на малом мехмате МГУ (подробная информация опубликована на сайте шкоы)
В 2006/2007 учебном году учащиеся школы 420 под руководством учителей математики принимали участие в следующих мероприятиях окружного и городского уровней: Интеллектуальный марафон учащихся 7-11 классов (октябрь 2006) Интеллектуальный марафон учащихся 7-11 классов (октябрь 2006) Окружной математический турнир 6 классов организатор ГОУ ЦО 936 (декабрь 2006) Окружной математический турнир 6 классов организатор ГОУ ЦО 936 (декабрь 2006) Тестирования учащихся 11 класса по физике и математике в МГТУ (декабрь 2006) Тестирования учащихся 11 класса по физике и математике в МГТУ (декабрь 2006) Олимпиада памяти Савельева в МИФИ для 8-11 классов (декабрь 2006) Олимпиада памяти Савельева в МИФИ для 8-11 классов (декабрь 2006) 16 зимний турнир Архимеда для 6-7 классов (январь 2007) 16 зимний турнир Архимеда для 6-7 классов (январь 2007) Тестирование «Кенгуру-выпускникам» (январь 2007) Тестирование «Кенгуру-выпускникам» (январь 2007) Участие в окружном туре олимпиады по математике (январь 2007) Участие в окружном туре олимпиады по математике (январь 2007) Участие в Х физико-математической олимпиаде МГТУ им. Баумана (февраль 2007) Участие в Х физико-математической олимпиаде МГТУ им. Баумана (февраль 2007) Математический праздник в МГУ для учащихся 6-7 классов (февраль 2007) Математический праздник в МГУ для учащихся 6-7 классов (февраль 2007) Математическая регата для 10 классов (апрель 2007) Математическая регата для 10 классов (апрель 2007) (Список дополняется)