Оценка качества образования и ФГОС А.В. Петрунько ПКИППКРО Владивосток, 2011
содержание Инновационные черты новой системы оценки Подходы создания создания СОКО в рамках ФГОС
основные направлениями и цели оценочной деятельности оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденций развития системы образования; оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования; оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начальной школы.
инновационные черты новой системы оценки Новые Функции системы оценки достижения ПР: Ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП Обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
комплексный подход к оценке результатов система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП представляет собой один из ведущих инструментов реализации требований Стандарта к образовательным результатам
ориентация на результат Структура ФГОС: 1.Требования к результатам освоения основной образовательной программы 2.Требования к структуре основной образовательной программы 3.Требования к условиям освоения основной образовательной программы
7 ориентир для оценки состояния системы общего образования Требования к результатам освоения ООП - ведущий компонент ФГОС основа аккредитации ОУ основа для аттестации учителей и руководителей ОУ основа для нормирования условий и создания ресурсов критериальная база для итоговой аттестации обучающихся;
8 ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие обязательный минимум содержания и требований к уровню подготовки система учебных действий с изучаемым учебным материалом, способность к решению учебно- познавательных и учебно- практических
требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностным Метапредметным Предметным
ориентации образовательного процесса Законы современной дидактики: Способ контроля прямо влияет на способ деятельности Хочешь, чтобы было усвоено содержание, не делай его целью обучения
Миссия системы оценки достижения ПР Призвана способствовать: поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.
Ключевые термины качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных правовых документах системе требований к качеству образования
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; содержательная и критериальная основа планируемых результатов; содержательная и критериальная основа планируемых результатов; оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание внутренней и внешней оценки; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование стандартизированных и нестандартизированных методов (проекты, творческие работы и др.) использование стандартизированных и нестандартизированных методов (проекты, творческие работы и др.) использование персонифицированной использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации об условиях и особенностях реализации обр. программ
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; содержательная и критериальная основа планируемых результатов;содержательная и критериальная основа планируемых результатов; оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; оценка способности решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи;оценка способности решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи; накопительная система оценки индивидуальных достижений;накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование стандартизированных и нестандартизированных методов (проекты, творческие работы и др.)использование стандартизированных и нестандартизированных методов (проекты, творческие работы и др.) использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информацииинтерпретация результатов на основе контекстной информации об условиях и особенностях реализации обр. программ об условиях и особенностях реализации обр. программ сочетание внутренней и внешней оценкисочетание внутренней и внешней оценки Система оценки: инновационные черты
Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования чтение, УУД русский математика три итоговые работы итоговая оценка + накопленная оценка Выборочное обследование работ учащихся Необходимые дополнительные данные/исслед. Система оценки качества образования в начальной школе в соответствии с ФГОС
Внутренняя оценка (определение) оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, психологом, администрацией: Процедуры: текущие отметки, результаты самооценки, результаты педагогических наблюдений, промежуточные и итоговые оценки
Внутренняя оценка (функции) Первая функция: информировать: о продвижении ребёнка (и родителей) в образовательном процессе, о слабых и сильных сторонах этого движения об эффективности их педагогической деятельности
Внутренняя оценка (функции) Вторая функция: Мотивировать Стимулировать Ориентировать ребенка на успех
Внешняя оценка ( определение) оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность Процедуры: государственная итоговая аттестация Аттестация работников образования Аккредитация образовательных учреждений Мониторинговые исследования качества образования
Внешняя оценка (функции) Первая функция: задавать образцы, ориентиры содержания и критериев для внутренней системы оценки Вторая функция: возможность получения объективных и сопоставимых данных в целях управления качеством образования.
«точка соприкосновения» Итоговая оценка: влияния и на аккредитацию образовательного учреждения, на аттестацию педагогических кадров, на процедуры мониторинговых исследований (состояние образовательной системы) текущие отметки, результаты самооценки, результаты педагогических наблюдений, промежуточные и итоговые оценки (индивидуальный прогресс)
внешняя (независимая) оценка уровня и качества освоения основной образовательной программы начального общего образования по трем итоговым работам: русскому языку, математике, комплексной работе на межпредметной основе
23 Компетенции XXI века установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям высокая социальная активность требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность способность быстро адаптироваться к новым вызовам компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия Компетенции XXI века установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям высокая социальная активность требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность способность быстро адаптироваться к новым вызовам компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия Качественный человеческий капитал – единственное устойчивое конкурентное преимущество любой страны Обобщенный заказ ФГОС: портреты выпускников Начальная школа Основная школа Старшая школа
24 Школа Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира» «картина мира» Подготовка к выбору профессии Подготовка к выбору профессии Школа Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира» «картина мира» Подготовка к выбору профессии Подготовка к выбору профессии Школа 2020 Умение работать с большими объектами информации Умение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенции Коммуникативные компетенции креативность креативность способность переобучаться способность переобучаться Школа 2020 Умение работать с большими объектами информации Умение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенции Коммуникативные компетенции креативность креативность способность переобучаться способность переобучаться Будущее: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация
25 Распределение учащихся четвертых классов по группам (уровень достижений по чтению, PIRLS-2006)
26 Введение ФГОС ООО: достижения и заделы Доступность образования уровень образования населения России – один из самых высоких в мире Качество образования Уровень математического и естественнонаучного образования (TIMSS) и чтения (PIRLS) российских школьников выше уровня учащихся многих стран Хорошие результаты на международных олимпиадах: на математической олимпиаде 2011 года российская сборная заняла 4 место среди 101 страны, по химии - 3-е, по информатике - 2-е, по физике - 10 место Кадровые, нормативные, инфраструктурные условия В 2008 году результаты российских студентов педвузов превышали средние международные показатели. Возрастает активность семей в образовании детей Рост доли общеобразовательных учреждений, условия обучения в которых соответствуют современным требованиям (с 14% в 2006 г. до 66% в 2010 г). Доступность образования уровень образования населения России – один из самых высоких в мире Качество образования Уровень математического и естественнонаучного образования (TIMSS) и чтения (PIRLS) российских школьников выше уровня учащихся многих стран Хорошие результаты на международных олимпиадах: на математической олимпиаде 2011 года российская сборная заняла 4 место среди 101 страны, по химии - 3-е, по информатике - 2-е, по физике - 10 место Кадровые, нормативные, инфраструктурные условия В 2008 году результаты российских студентов педвузов превышали средние международные показатели. Возрастает активность семей в образовании детей Рост доли общеобразовательных учреждений, условия обучения в которых соответствуют современным требованиям (с 14% в 2006 г. до 66% в 2010 г).
27 Вызовы: обостряющиеся проблемы и негативные тенденции Ухудшение качества педагогического корпуса двойной негативный отбор кадров крайне медленное обновление кадров Региональная дифференциация По расходам на 1 учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раз (с учетом паритета покупательной способности). По расходам на 1 учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раз (с учетом паритета покупательной способности). Доля обучающихся в современных условиях колеблется от 88% (Тюменская область) до 2,6% (Дагестан) Доля обучающихся в современных условиях колеблется от 88% (Тюменская область) до 2,6% (Дагестан) Дифференциация на уровне школ В отдельных субъектах Российской Федерации до трети детей обучается в школах, в которых до 50% выпускников 11-х классов в 2011 году получили по ЕГЭ по математике не более 45 баллов. В отдельных субъектах Российской Федерации до трети детей обучается в школах, в которых до 50% выпускников 11-х классов в 2011 году получили по ЕГЭ по математике не более 45 баллов. Сегмент школ, стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования, в отдельных регионах России составляет от 4-5% до 25%. Сегмент школ, стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования, в отдельных регионах России составляет от 4-5% до 25%. Стагнация внешкольного образования в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования осваивали всего 24% школьников. в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования осваивали всего 24% школьников. Ухудшение качества педагогического корпуса двойной негативный отбор кадров крайне медленное обновление кадров Региональная дифференциация По расходам на 1 учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раз (с учетом паритета покупательной способности). По расходам на 1 учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раз (с учетом паритета покупательной способности). Доля обучающихся в современных условиях колеблется от 88% (Тюменская область) до 2,6% (Дагестан) Доля обучающихся в современных условиях колеблется от 88% (Тюменская область) до 2,6% (Дагестан) Дифференциация на уровне школ В отдельных субъектах Российской Федерации до трети детей обучается в школах, в которых до 50% выпускников 11-х классов в 2011 году получили по ЕГЭ по математике не более 45 баллов. В отдельных субъектах Российской Федерации до трети детей обучается в школах, в которых до 50% выпускников 11-х классов в 2011 году получили по ЕГЭ по математике не более 45 баллов. Сегмент школ, стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования, в отдельных регионах России составляет от 4-5% до 25%. Сегмент школ, стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования, в отдельных регионах России составляет от 4-5% до 25%. Стагнация внешкольного образования в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования осваивали всего 24% школьников. в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования осваивали всего 24% школьников.
28 Результаты PISA Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира. Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира. Умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.). Умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.). Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира. Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира. Умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.). Умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы и др.).
29 Результаты России в исследовании PISA
О чем необходимо договариваться на региональном, муниципальном уровне? Процедуры оценки образовательных достижений учащихся (итоговой оценки и аттестации выпускников); Процедуры оценки эффективности деятельности образовательных учреждений (процедуры аккредитации и аттестации работников образования) Процедуры оценки состояния и тенденций развития системы образования.
Участники апробации 7 федеральных округов 16 субъектов РФ 628 школ( 364 городских, 264 сельских) учащихся
Общее количество учащихся
Распределение учащихся 5 класса по уровням математической подготовки в соответствии с ФГОС начальной школы
Задачи и действия по апробации Разработка стандартизированных измерительных и инструктивно- методических материалов Организационное и технологическое обеспечение проведения оценки индивидуальных достижений Проведение обследований в образовательных учреждениях Обеспечение достоверности получаемой информации об индивидуальных достижениях; Подготовка специалистов для проведения процедур оценки индивидуальных достижений (администраторов, экспертов, наблюдателей и др.) Обработка и анализ результатов оценки индивидуальных достижений Формирование базы данных результатов оценки индивидуальных достижений Информационное обеспечение процедур оценки индивидуальных достижений Представление результатов оценки индивидуальных достижений Организация обсуждений результатов оценки индивидуальных достижений
Показатели качества начального образования (оценка индивидуальных достижений) По каждому обучающемуся: уровень освоения ООП НОО по математике, русскому языку, окружающему миру и метапредметным результатам (базовый, повышенный, высокий, ниже базового, критический) качество (структура) освоения ООП НОО (профиль обучающегося по выделенным планируемым результатам, элементам содержания, способам действий или компетенциям) уровень сформированности учебной мотивации по отдельным предметам (высокий, средний, низкий) уровень готовности к обучению в основной школе (оценочный показатель, получаемый на основе данных анкетирования участников образовательного процесса).
Показатели качества начального образования (оценка индивидуальных достижений) По каждому классу: распределение учащихся класса по уровням освоения ООП НОО по математике, русскому языку, окружающему миру и метапредметным результатам распределение учащихся класса по качеству (структуре) освоения ООП НОО (профили класса по выделенным планируемым результатам, элементам содержания, способам действий или компетенциям) распределение учащихся класса по уровням сформированности учебной мотивации по отдельным предметам распределение учащихся класса по уровням готовности к обучению в основной школе (оценочный показатель).
Что делать с результатами внешней оценки? Решения относительно ученика Принимаются решения относительно продолжения обучения школьником на ступени основного общего образования. Также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащегося при обучении в 5 классе (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).
Что делать с результатами внешней оценки? Решения относительно учителя для аттестации педагога (один из критериев, наряду с профессиональным портфолио, самооценкой учителя, оценкой администрацией школы, оценкой родителями, результатами методической работы, свидетельствами о прохождении повышения квалификации и др. Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе итоговой оценки учащихся
Что делать с результатами внешней оценки? Решения относительно школы Учредителем - при проведении аккредитации ОУ (как один из критериев деятельности школы) Администрация ОУ- в качестве одного из критериев результативности работы школы при проведении самооценки общеобразовательного учреждения Администрация ОУ и методическое объединение учителей начальной школы проектируют систему методической работы и повышения квалификации педагогов начальной школы, выбирают УМК по которым проводится обучение
Что делать с результатами внешней оценки? Решения относительно мун. уровня и региона Проектирование системы метод. работы и повышения квалификации Сравнение школ, находящихся в сходных условиях (кластерный подход), по результатом итоговой оценки с целью разработки программ поддержки школ с низкими результатами Решение учредителя материалы в публичный доклад школ и других информационных источниках с целью информирования широкой общественности о качестве образования в конкретном ОУ
Для организации процедур внешней оценки, интеграции внешней и внутренней оценки в настоящее время создаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях системы оценки качества образования и часто это автоматизированные информационно- образовательные системы.
«Столичное образование - 5» Городская целевая программа развития образования «Столичное образование - 5» 2009 – 2011 Раздел 4.3. Реализация комплексных проектов Направление «Развитие региональной московской системы оценки качества образования»
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования