География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры, АПКиПРО МО РФ
Основные цели профильного обучения в старшей школе 1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования. 2. Создать условия для существования дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. 3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными потребностями.
Основные цели профильного обучения в старшей школе 4. Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. (см. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования». МО РФ, РАО. Москва г.)
Возможные профили Естественно-математический Социально-экономический Гуманитарный Технологический (в том числе, индустриально-технологический, агротехнический, педагогический, медицинский, сферы обслуживания и т. д.)
Профиль или комбинация базовых, профильных и элективных курсов Отвечает общим рамочным требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки: -минимальному объёму учебного времени (33 часа в неделю); - максимальному лимиту санитарной нагрузки (36 часов в неделю).
Тип общеобразовательного учреждения Однопрофильное Многопрофильное Предполагается сохранение непрофильных (универсальных) старших школ и классов.
Типы учебных курсов в старшей школе Базовые общеобразовательные Профильные общеобразовательные Курсы по выбору или элективные (от англ. elect – выбирать)
Базовые общеобразовательные курсы Обязательны для всех учащихся. Рекомендуемый набор образовательных областей: - математика, - русский язык и литература, - иностранный язык, - история, - физическая культура, - интегрированные курсы обществознания, например для естественно- математического профиля, - интегрированные курсы естествознания, например для гуманитарного профиля.
Профильные общеобразовательные курсы Курсы повышенного (углубленного) уровня, которые определяют направленность каждого конкретного профиля обучения. 1) В их состав входят лишь курсы, углубляющие содержание базовых общеобразовательных предметов. 2) На профильном уровне базовые предметы могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов.
Базовые и профильные общеобразовательные курсы Содержание каждого из базовых и профильных курсов должно определяться стандартом; Недельный объем базовых и профильных курсов определяется федеральным базисным учебным планом.
Элективные курсы Обязательные курсы по выбору учащихся. Количество предлагаемых элективные курсов в составе профиля должно обеспечивать возможность их выбора.
Элективные курсы Выполняют три основных функции: 1. Одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса, в полной мере обеспечивая углубленное изучение отдельных предметов. 2. Другие могут развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. 3. Третий тип направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека выходящих за рамки выбранного ими профиля.
Типы учебных курсов в старшей школе Соотношение объемов учебных курсов в старшей школе определяется «Концепцией профильного обучения»: базовые – 50%; профильные – 30%; курсы по выбору (элективные) – 20%.
Этапы перехода на профильное обучение 2003 – 2004 уч.год – проведение эксперимента по отработке различных вариантов предпрофильной подготовки – 2005 уч.год – введение в школах предпрофильной подготовки в 9-х классах – 2006 уч.год – переход на профильное обучение. (см. Распоряжение МО РФ «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования» от , )
Элективные курсы предпрофильной подготовки Программа курсов предпрофильной подготовки может быть рассчитана: на 3435 часов. В этом случае ученик сможет познакомиться за учебный год с одним-двумя элективными курсами. на 15 – 17 часов. В этом случае ученик сможет познакомиться за учебный год с двумя-тремя элективными курсами.
Элективные курсы предпрофильной подготовки 1.А) Содержание курса – расширенный (углубленный) вариант раздела базового учебного предмета или раздела или темы курса (или курсов) географии 6 – 9 классов (основной школы). Этнографическая картина мира Россия – особая страна (сост. Ермошкина А. С., НИИ ОСО РАО) Мировой океан: изучение и освоение Проблемы районирования РФ
Элективные курсы предпрофильной подготовки 1.Б) Содержание курса – расширенный (углубленный) вариант раздела базового учебного предмета или раздела (темы) курса географии старшей школы, т. е. своего рода пропедевтический курс. Политическая карта мира Мы и наши соседи (Российское порубежье) Города мира (география мировой урбанистики) Глобальные проблемы человечества и т. д.
Элективные курсы предпрофильной подготовки 2. Содержание курсов на основе наук, сопутствующих данному предмету. Как работать со статистическими материалами Статистика знает все (практикум) (сост. Петрова Н. Н., НИИ ОСО РАО) и т. д.
Элективные курсы предпрофильной подготовки 3. Содержание курса, ориентировано на определенный уровень обобщения: Работа с источниками информации Карта – источник географической информации Географические ресурсы ИНТЕРНЕТ и т. д.
Число обязательных недельных учебных часов географии за 2 года обучения Естественно- математический профиль Социально- экономический профиль Гуманитарный профиль Профильный курс география 4 экономическая и социальная география 4