Роль депутата представительного органа муниципального образования в осуществлении населением местного самоуправления Уточкин И.А., председатель Земского собрания Сивинского муниципального района
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Система ОМСУ 1 Представительные органы 2 Исполнительно-распорядительные органы 3 Контрольные органы 4 Избирательные органы (комиссии) 5 Муниципальные предприятия, учреждения, организации 6 Некоммерческие организации (инфраструктура местного сообщества) 7 Формы прямой демократии (собрания, сходы, конференции, ТОСы)
Статус депутата представительного органа местного самоуправления (ст.40 ФЗ-131, устав МО) Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий Срок полномочий депутата, устанавливается уставом МО и не может быть менее двух и более пяти лет Полномочия депутата, начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного ОМСУ нового созыва Депутаты представительного органа МО осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности ПО МО Депутат ПО МО, не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного МО или выборного должностного лица МСУ иного МО, за исключением случаев, установленных 131-ФЗ.
Ответственность депутата ПО МСУ Ответственность перед населением по решению вопросов местного значения; Ответственность перед государством в случае нарушения действующего законодательства; Ответственность перед физическими и юридическими лицами
Формы деятельности депутатов ПО МСУ - участие в пленарных заседаниях ПО - участие в работе комиссий, рабочих групп ПО в порядке, установленном ПО - участие в выполнении поручений ПО Работа с избирателями (населением, организациями,общественными объединениями) участие в депутатских слушаниях направление депутатских запросов, обращений Иные формы, предусмотренные уставами МО
Работа с избирателями (населением, организациями,общественными объединениями) рассмотрение поступивших предложений, заявлений, жалоб; прием граждан по личным вопросам; изучение общественного мнения; отчет депутата
Отчет депутата Отчет депутата – это основной элемент обратной связи, при помощи которого депутат информирует избирателей о выполнении полученных им предложений, жалоб и заявлений. Депутат информирует о своей работе представительные органы, а также своих избирателей.
Обязанности депутата ПО МСУ Лично участвовать в заседаниях ПО, его постоянных комиссий, рабочих групп; Лично участвовать в голосовании; Соблюдать требования депутатской этики; Соблюдать дисциплину; Соблюдать регламент ПО; Уведомлять председателя ПО поселения о причинах невозможности участия в заседании ПО; Выполнять иные требования,установленные уставом МО
Права депутата ПО МСУ избирать и быть избранным в комиссии, созданные при ПО МО ; предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях ПО МО ; вносить предложения по повестке дня заседания ПО МО ; вносить для рассмотрения проекты МПА; оглашать тексты обращений, заявлений, депутатских запросов; получать информацию о ходе выполнения решений; объединяться в депутатские группы, объединения и др.
Исключительная компетенция представительного органа муниципального образования (п.10 ст.35 ФЗ-131) принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; определение порядка участия МО в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка МТ и организационного обеспечения деятельности ОМСУ; контроль за исполнением ОМСУ и должностными лицами МСУ полномочий по решению вопросов местного значения.
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления Местный референдум Муниципальные выборы Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования Сход граждан Правотворческая инициатива граждан Территориальное общественное самоуправление Публичные слушания Собрание граждан Конференция граждан Опрос граждан Обращения граждан в органы местного самоуправления
Спасибо за внимание!