Материалы для расширенного заседания ШМО учителей начальных классов г. Педагогический совет Педагогический совет г. Формирование контрольно- оценочной деятельности школьников.
С самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо ещё разобраться» начинается учебная самостоятельность школьника, переход от простого старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться. А.Б. Воронцов
Самоконтроль и самооценка - совокупность изменений, направленных на коррекцию и совершенствование собственной учебно-познавательной деятельности учащегося и его рефлексивной позиции. Д.Б.Эльконин
Компоненты полноценного учения мотивация учения понимание и принятие школьниками учебной задачи выполнение ими активных учебных действий (изменение, сравнение, моделирование) действия самоконтроля и самооценки
Виды контроля Итоговый Пооперационный Планирующий Рефлексивный
5 умений контроля и самооценки -Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности -Умение планировать и конструировать процесс своей учебно-познавательной деятельности. -Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. -Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность и её результаты с выходом в рефлексивную позицию. -Умение корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность
Этапы построения оценочной самостоятельности в 1 классе Рассказ учителя о внешних критериях оценки (эталонах) Коллективная работа по выработке эталонов Самостоятельное сравнение результатов деятельности с эталоном
САМООЦЕНКА РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ( оценка уже выполненной работы) ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ( оценка себя до выполнения работы)
Таким образом, содержательная оценка необходима для того, чтобы сформировать и развивать оценочную деятельность школьников, обучить их само- и взаимоконтролю, сделать образовательный процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка.
ПРАВИЛА ОЦЕНОЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Не скупиться на похвалу Хвалить исполнителя, критиковать исполнение « На ложку дегтя – бочку мёда» Ставить перед ребёнком только конкретные цели « За двумя зайцами …………..» - Формула «опять ты НЕ ….» - верный способ выращивания неудачника. - Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
Этапы рабочей программы по фазе «запуска» Стартовая работа, диктант Определение «дефицитов» в знаниях и умениях учащихся Организация работы по составлению плана ликвидации трудностей и ошибок Работа над ликвидацией проблемных «зон» у учащихся Презентация результатов самостоятельной работы учащихся по ликвидации их проблем
Детские «инструменты» формирования контрольно-оценочной деятельности КАРТА ЗНАНИЙ ТЕТРАДЬ ДИНАМИКИ МОИХ ЗНАНИЙ ТЕТРАДЬ ОТКРЫТИЙ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Формы организации учебного процесса Урок – коллективная работа класса по постановке и решению учебных задач Урок-презентация – предъявление учащимися результатов самостоятельной работы Урок – диагностика – проведение проверочной и диагностической работы Урок – проектирование – решение проектных задач Учебное занятие (практикум) – индивидуальная работа учащихся над своими проблемами Групповая консультация – работа учителя с небольшой группой учащихся по их запросу Самостоятельная работа учащихся дома – выполнение заданий по коррекции знаний и умений после проверочных работ