Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА (PISA) Исследование ПИЗА проводится трехлетними циклами. В 2003 году завершился второй цикл программы. Основной целью исследования ПИЗА является оценка образовательных достижений учащихся начальной школы и подростков 15- летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – « Обладают ли учащиеся 15- летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе ?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.
Р езультаты России в исследовании PISA Математика 32 – 36 место Чтение 37 – 40 место Естествознание 33 – 38 место Приняли участие 57 стран 73,3%65,3% 77,8% 90 – 97% учащихся лидирующих стран
1.Наметилась тенденция к снижению уровня образовательных достижений учащихся основной школы. 2. При том, что уровень овладения специальными предметными знаниями и умениями остается довольно высоким, однако в некоторых значимых областях можно зафиксировать падение качества образования : Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира в области функциональной грамотности : в умении эффективно и грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения, решать практические, социально - и личностно - значимые проблемы ; в умении « увязывать » с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт, дополнительные сведения, полученные из других источников ; в умении работать с информацией, читать и анализировать тексты, анализировать и интерпретировать данные, представленные в иной нетекстовой форме ; проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения. Высоких уровней грамотности достигает незначительное по сравнению с лидирующими странами число учащихся И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место ; самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии ; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены ; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить ; грамотно работать с информацией ( собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем ); быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций ; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Анкетирование родителей и учащихся 9, 11 классов Анкетирование педагогов Разработка нормативных документов по оценке качества труда педагогов
Оценка внеклассной деятельности
Оценка учебного процесса
Оценка внеурочной деятельности
Оценка работы ОУ по формированию социально - личностных качеств учащихся
3. Какие изменения в условиях обучения необходимы для обеспечения соответствия государственным стандартам ? Практическая направленность обучения ; внесение изменений в программы с учётом дифференцированного обучения ; индивидуализация образования ; развитие творческой инициативы учащихся.
4. Какие условия необходимо создать для того, чтобы усилить влияние родителей на обучение детей в школе ? Усилить юридическую ответственность за воспитание детей ; достойное материальное обеспечение ; больше вовлекать родителей в воспитательную работу школы.
5. Какой тип личности в современных условиях может обеспечить развитие общества и собственное развитие ? толерантный ; интеллектуальный ; саморазвивающийся ; креативный.
ПоказателиКритерии оценкиСпособ оценкиБаллы* 1. Квалификация 1. Теоретические знания Знания соответствуют требованиям раздела «Должен знать» тарифно- квалификационной характеристики по должности Экспертиза документа, подтверждающего сдачу квалификационного экзамена 30 баллов Систематичность повышения квалификации в централизованных формах Послевузовское образование (профессиональная подготовка, аспирантура, докторантура) или курсы повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет (не менее 72 часов), или повышение квалификации в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, дистантное обучение, стажерская практика. Экспертиза документа, подтверждающего систематичность повышения квалификации 30 баллов Систематичность повышения квалификации в нецентрализованных формах Участие в целевых краткосрочных курсах (менее 72 час.), посещение конференций, мастер- классов, круглых столов, открытых уроков и др. Экспертиза документов, подтверждающих участие 5 балла за каждое участие, но не более чем за 5 мероприят ий
2.2. Профессионализм Владение современными обучающими технологиями: - развивающее обучение; - проблемное обучение; - групповая работа; - учебный диалог; - включение в проектную деятельность; - информационные технологии - другие. Наличие письменного отчета об использовании современных обучающих технологий и отзыва, подтверждающего применение их на практике. Экспертиза письменного отчета и отзыва 60 баллов Осуществление методической деятельности: Разработка учебных программ, курсов, факультативов, методических рекомендаций, дидактических материалов. Наличие разработанных документов и отзывов (рекомендаций) о возможности их практического использования. Экспертиза документов и отзывов 5 баллов за каждую разработк у, но не более чем за 5 разра боток
3.Показатели результативности 3.1.Предметные достижения обучающихся Динамика результатов выполнения классом (классами) диагностических и контрольных работ по предмету, проведенных в общеобразовательном учреждении: Разница значений среднеарифметического балла первой работы и последующих больше нуля: а 2 + а 3 + …+ а n ___________________ - а 1 > 0, где: n а – среднеарифметический балл каждой работы класса; n – число работ Экспертиза аналитических материалов 30 баллов за каждый класс, в которым выявлена положи тельная динамика резуль татов Результаты выполнения классом (классами) диагностических работ по предмету, проведенных на муниципальном уровне Средний балл по классу (классам) равен или выше среднемуниципального балла по данному предмету Экспертиза аналитических материалов 30 баллов за каждый класс Результаты выполнения классом (классами) диагностических работ по предмету, проведенных на краевом уровне Средний балл по классу (классам) равен или выше среднекраевого балла по данному предмету Экспертиза аналитических материалов 30 баллов за каждый класс
1. На заседании ШМО объединений обсудить требования стандартов нового поколения с целью определения перспективы нового качества образования. ( До 1 марта 2009 года ) 2. Утвердить Положение о внутришкольной оценке качества 3. Утвердить « Сертификат участия педагогических работников МОУ СОШ 1» как одну из форм фиксирования достижений учителей школьном уровне. 4. Заместителю директора по УМР Гаврищака Т. С. систематически вести фиксирование достижений педагогических работников на основе результатов портфолио ( постоянно )