Региональные проекты модернизации образования. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Advertisements

Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
. Разработка основ образовательной программы образовательного учреждения с учетом требований федеральных образовательных стандартов и специфики образовательного.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
1 Примерная основная образовательная программа НОО - основа основной образовательной программы НОО образовательного учреждения.
ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный.
Основные образовательные программы начального общего образования школ: первые результаты анализа Копотева Г.Л.
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Организация учебно-воспитательного процесса в школах в учебном году г. Краснодар,
Северин О. И. Лицей 6 г.Одинцово Презентация Инновационность структуры и содержание ФГОС второго поколения.
1 Основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
1 Основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
1 Основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Транксрипт:

Региональные проекты модернизации образования. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Цитата семинара ( Семья, школа, улица, три наставника, у ребёнка, должна, учить, ценностям будущего, учит его, ценностям прошлого, ценностям настоящего)

Цитата семинара У ребёнка три наставника: семья учит его ценностям прошлого, улица- ценностям настоящего, школа должна научить ценностям будущего.

4 Утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Особенности обучения в 1 классе - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; - использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый); - рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; - для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок; - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Анализ ресурсов ОУ Направления Критерии готовности экспертизы сроки: март-апрель материально-технические ресурсы кадровые ресурсы учебно-информационные ресурсы организацинно-управленческие ресурсы

Содержание анализа: Направления экспертизы Критерии готовностиПоказатели школы материально- технические ресурсы Количество учебных кабинетов Наличие помещений для внеурочного компонента Наличие учебной мебели в соответствии с СанПиН Наличие компьютера Уровень оснащенности спортивного зала Уровень оснащенности компьютерного класса Уровень оснащенности кабинета изо и технологии Уровень оснащенности кабинета музыки Наличие лабораторного оборудования кадровые ресурсы Количество учителей начальных классов, имеющих курсовую подготовку Количество учителей предметников и педагогов доп.образования, имеющих курсовую подготовку Наличие в штатном расписании ставок психолога, логопеда, социального педагога, педагогов доп.образования, воспитателей ГПД, тьюторов, лаборанта, заместителей директора Уровень готовности психолога, логопеда, социального педагога к ведению мониторинговых исследований учебно- информационные ресурсы Уровень оснащенности библиотеки учебной литературой Уровень оснащенности библиотеки художественной, методической литературой Наличие медиатеки Наличие локальной сети Наличие единой информационной среды (электронный журнал, дневник, портфолио, документооборот) организацинно- управленческие ресурсы Наличие Административного совета Наличие Научно-методического совета Наличие предметных кафедр, методических объединений, лабораторий Соответствие Устава ОУ требованиям ФГОС Наличие Общественного договора Наличие психологической службы Наличие Образовательной программы Наличие Рабочих программ по предметам Система дополнительного образования Наличие ГПД Работа в режиме школы полного дня Наличие локальных актов, регулирующих инновационную деятельность ОУ

Подготовительный этап Создание совета по введению ФГОС- апрель Результаты этапа Создание управленческой структуры, обеспечивающей планирование, структурирование перехода школы на ФГОС. Создание рабочих групп - апрель Результаты этапа назначен руководитель рабочей группы; определен список участников рабочей группы; обеспечена подготовка рабочей группы к разработке проекта модернизации начальной ступени образовательного учреждения; определены задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной ступени образовательного учреждения.

Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС. Содержание этапа. Новые стандарты в обобщенном виде устанавливают требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы, включая соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Первый шаг – определить необходимые изменения в иерархической системе образовательных целей, определяющей модель выпускника начальной ступени образовательного учреждения. Второй шаг - определить изменения в структуре образовательного процесса, определяемой учебным планом начальной ступени школы и моделью внеурочного компонента. Третий шаг - определить, какие необходимы изменения в содержании образовательных программ. Четвертый шаг - определить необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания. Пятый шаг - определение достаточности внутренних и внешних возможностей (материально-технические, временные, кадровые и др.) для введения ФГОС. Шестой шаг - определить необходимые изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов и подготовить проект положения об оценке и отметке в начальных классах ОУ.

Обеспечение качества образования посредством системы оценки посредством системы оценки Обеспечение качества образования посредством системы оценки посредством системы оценки Внутренняя оценка : учитель, ученик, ОУ и родители фиксирует динамику индивидуальных достижений Внутренняя оценка : учитель, ученик, ОУ и родители фиксирует динамику индивидуальных достижений Внешняя оценка: гос. службы задает общее понимание содержания и критериев Внешняя оценка: гос. службы задает общее понимание содержания и критериев Государственная итоговая аттестация/итоговая оценка : связь внешней и внутренней оценки основа для внешней оценки Государственная итоговая аттестация/итоговая оценка : связь внешней и внутренней оценки основа для внешней оценки Основной механизм : уточнение и распространение общего понимания содержательной и крите- риальной базы оценки через вовлечение педагогов и учащихся в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой Основной механизм : уточнение и распространение общего понимания содержательной и крите- риальной базы оценки через вовлечение педагогов и учащихся в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой Необходимое условие : адекватность методов и инструментария особенностям подхода Необходимое условие : адекватность методов и инструментария особенностям подхода Соотношение внутренней и внешней оценки в ито- говой оценке, ее состав зависти от ступени обучения Соотношение внутренней и внешней оценки в ито- говой оценке, ее состав зависти от ступени обучения накопленная оценка и итоговые работы накопленная оценка и итоговые работы

Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности и ее мотивом и ее мотивомСмыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности и ее мотивом и ее мотивом Морально-этическаяориентацияМорально-этическаяориентация Регулятивные: организация деятельности Регулятивные: Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные, в т.ч – знако- во-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемыПознавательные: общеучебные, в т.ч – знако- во-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

13 В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

Разработка плана-графика по введению ФГОС Содержание этапа. На первом шаге планирования разрабатываются планы-графики реализации единичных проектов. Для этого каждая группа: определяет полный состав действий, необходимых для их реализации; распределяют эти действия во времени. Для определения полного состава действий по разработке и реализации единичного проекта необходимо сначала разделить весь процесс на два этапа: этап разработки и этап реализации проекта. Согласование сроков является базой для создания общего плана- графика по введению ФГОС. План-график введения ФГОС нового поколения на начальной ступени принимается Советом по введению ФГОС и утверждается Приказом директора школы.

Результаты этапа состав единичных проектов, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей их введения (что должно быть сделано); ожидаемые результаты единичных проектов (что будет получено в результате их реализации); сроки начала и окончания реализации единичных проектов и сроки реализации действий в рамках каждого из них (когда должны быть выполнены действия); ответственных за реализацию единичных проектов (кто исполнитель)

Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы на основе разработки программно- методического и нормативного сопровождения введения ФГОС Содержание этапа Конкретизация образовательной модели школы на начальной ступени, представленной в ФГОС. В рамках комплексного проекта изменений возможно деление на единичные проекты, наиболее простым, является выбор в качестве единицы учебной (внеучебной) образовательной программы (с ее целями, содержанием, образовательными технологиями, условиями реализации, методами контроля и оценки результатов). Каждая рабочая группа, за которой закреплены определенные образовательные области, проектирует все необходимые изменения в содержании образовательных программ, технологиях, условиях, способах контроля и оценки результатов

Информирование родителей и общественности о готовности ОУ к введению ФГОС Содержание этапа. На данном этапе необходимо выполнение ряда шагов: Утверждение ООП на заседании Управляющего совета, Педагогического совета; Утверждение Рабочих программ, подпрограмм ООП на заседании ШМО; Представление ООП на общешкольном родительском собрании; Заключение с родителями трёхстороннего общественного договора.

Подготовка распорядительной документации, определяющей организацию образовательного процесса Содержание этапа На этапе введения ФГОС школа находится в затруднительной ситуации, часть классов готовиться к образовательному процессу по новым требованиям, а часть классов продолжает обучения по старым правилам. При разработке распорядительной документации это необходимо учитывать.

ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ФГОС Реализация запланированных изменений в образовательной системе Содержание этапа. Система по введению ФГОС должна четко определять кто, что и когда должен делать при осуществлении контроля за ходом реализации проекта, координации усилий ее участников и выработке необходимых управленческих решений. Для своевременного обнаружения необходимости выработки решений должны осуществляться сбор информации о состоянии работ по проекту, ее обработка и анализ. Кроме этого, система управления реализацией проекта должна обеспечивать информирование о состоянии работ ее участников, Совет по введению ФГОС, Педагогический совет и администрацию школы.

Структура основной образовательной программы для ступени начального общего образования 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 3. Базисный учебный план начального общего образования 4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. 5. Рабочие программы учебных предметов, курсов. 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативная правовая основа разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения: Закон РФ «Об образовании» (п. 5 ст. 14, п. 2 ст.9, п.3 ст. 17); Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ст.32,36). Федеральные государственные стандарты общего образования. П Р И К А З «6»__октября ____2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

ФГОС НОО ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

ФГОС НОО Содержание основной образовательной программы НОО РАЗДЕЛ 1Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.

РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Планируемые результаты - система обобщенных личностно- ориентированных целей образования Уровни описания: Цели - ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы Призваны дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении? Этот блок результатов описывает: -основной вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; -отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. -Каждое образовательное учреждение имеет возможность уточнить (расширить) личностные результаты с учетом вида и особенностей развития, сформулированных в пояснительной записке.

РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала - -Блок «Выпускник научится» Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему. Блок «Выпускник получит возможность научиться» Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей.

РАЗДЕЛ 3 Учебный план начального общего образования Базисный учебный план - нормативная основа для разработки учебного плана образовательного учреждения Базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана: состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; В не плана (во второй половине дня)-направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы

РАЗДЕЛ 4 Программа формирования универсальных учебных действий Будут сформированы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования описывается: ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Основная образовательная программа Основная образовательная программа РАЗДЕЛ 5. Программы учебных предметов, курсов Основой для разработки программ учебных предметов являются требования ФГОС к результатам программы обеспечивают: определение тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются метапредметными, выделение не только содержания, но и видов учебной деятельности, способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. В соответствии с ФГОС программы включают: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета; описание его места в учебном плане и ценностных ориентиров его содержания; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; основное содержание учебного предмета; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

РАЗДЕЛ 6 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы Структура: Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

РАЗДЕЛ 7 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

РАЗДЕЛ 8 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ объектом системы оценки выступают планируемые результаты, содержит две части -организация накопительной системы оценки. Портфель достижений.. - итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию функциями являются: ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования

Структура образовательной программы : 1.Титульный лист. Раздел 1. Пояснительная записка. Раздел 2. Планируемые результаты освоения образовательной программы каждой ступени образования. Раздел 3. Учебный план и содержание образовательной программы каждой ступени образования. Раздел 4. Программы, обеспечивающие развитие, воспитание, социализацию обучающихся. Раздел 5. Система оценивания результатов освоения образовательной программы.

33 Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -Спортивные кружки, секции - Предметные кружки -Музыкальные кружки, театральные студии - Военно-патриотическое - Социальная работа - Проектная деятельность Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная деятельность Направления внеурочной деятельности Количество часовНазвание программы Спортивные кружки, секции 2«Подвижные игры» Предметные кружки2«Планета загадок», Растим патриотов2«Мой край» Музыкальные кружки, секции 2«Как можно услышать музыку» Проектная деятельность1«Зеленая планета» Социальная работа1«Введение в школьную жизнь»

36 Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта Серия «Стандарты».Основополагающие документы Серия «Стандарты».Основополагающие документы

37 Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта Серия «Стандарты» (начальная школа)

38 Обсуждение стандарта на сайте standart.edu.ru