Г ородская проблемная группа (ГПГ) учителей начальных классов на базе Мотовилихинского района г.Перми : опыт решения актуальных проблем Володина Жанна Владимировна, учитель начальных классов, русского языка и риторики, заместитель директора МАОУ «СОШ 116» - р уководитель г ородской проблемной группы июнь 2012 года
Образовательная ситуация учебного года (три года назад) Частая смена присутствующих на заседаниях РМО и/или отсутствие представителей от ОУ; Отсутствие обратной связи со школьными МО; Потребность в эффективной и грамотной подготовке ОУ района к внедрению ФГОС в сентябре 2011г; Проблема заполнения портфолио учителя начальных классов в связи с введением НОВОЙ СИСТЕМЫ аттестации педагогов с января 2011 года.
Методическая ТЕМА и ЦЕЛЬ работы МО Аналитическая деятельность учителя начальных классов в условиях внедрения ФГОС. Повышение профессиональной компетентности учителей начальных классов через систему взаимодействия в педагогическом пространстве района и города.
Проблема заполнения портфолио учителя начальных классов ??? Что положить в портфолио ??? По какой причине документов для портфолио недостаточно ??? Как помочь учителю силами педагогического сообщества ??? Как мотивировать активность членов ШМО для работы в РМО
Особенности деятельности учителя начальных классов Отсутствие профессиональных предметных олимпиад для педагогов (как у учителей-предметников). Отсутствие ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА (как ГИА и ЕГЭ). Отсутствие системы показа ОТКРЫТЫХ уроков для учителей района. Ограниченное количество БЕСПЛАТНЫХ ГОРОДСКИХ предметных олимпиад для младших школьников («Планета знаний» и ежегодная олимпиада в Гимназии 6, находящейся в Кировском районе). Значимость результатов участия только РЕГИОНАЛЬНЫХ победителей в ПЛАТНЫХ международных играх-конкурсах, несмотря на большое количество участников по отдельному ОУ (Главное- победа, а не участие). Отсутствие заинтересованности членов ШМО в посещении заседаний РМО.
Анкетирование педагогов района выявило проблемы и запросы, на основании которых поставлены следующие задачи: решение реальных проблем организации деятельности учителя в условиях нового стандарта НОО; обеспечение роста ключевых педагогических компетенций, в том числе информационной (ИКТ); пропаганда передового педагогического опыта; анализ современного урока в начальных классах в контексте требований образовательных технологий деятельностного типа; оказание консультативной помощи молодым специалистам района посредством создания проблемной группы под руководством одного тьютора.
НАПРАВЛЕНИЯ деятельности руководителя и инициативных членов методического объединения в связи с вышеназванными проблемами и задачами Повышение мотивации членов МО путем обеспечения возможности для публичного обобщения опыта работы в разных формах: выступление, мастер-класс, деловая игра, инсценировка состоявшегося урока и т.д. Пополнение методической копилки района. (Выступление по заявленной тематике обязательно содержит теоретическую часть, оформленную как методическая работа, презентацию и раздаточный материал в печатном виде). Методическая помощь руководителям ШМО. Оформление выписки из протокола для аттестующихся учителей.
Основная тематика мероприятий; темы, вызвавшие наибольший интерес - Интерактивное образование как одно из условий нового качества образования при реализации ФГОС НОО (частная школа «София»); - Метапредметность в начальной школе (вопросы и проблемы формирования метапредметных УУД в урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС) (МАОУ «СОШ 50»); - Комплексный интегрированный урок в начальной школе (мастер-класс МАОУ «Гимназия 2»); - Система работы по подготовке к олимпиаде по русскому языку и литературе младших школьников общеобразовательных школ» (МАОУ «СОШ 112»); - Дифференцированное обучение в начальной школе как одно из средств формирования УУД» (МАОУ «СОШ 116»); - Решение проектных задач (МАОУ «СОШ 112»); -Тест как один из видов контроля учебных достижений учащихся начальных классов» (МАОУ «СОШ 48»); - Роль игры и общения в жизни младшего школьника» (МАОУ «СОШ 48»); - «Школа полного дня как оптимальная система для реализации ФГОС НОО» (ПКШ 1); - Взаимодействие с родителями в организации внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе, в том числе с использованием потенциала социума (МАОУ «СОШ 118» и МАОУ «СОШ 116») - Самоанализ современного урока (МАОУ «СОШ 116»)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ по повышению результативности и качества работы ГПГ учителей начальных классов на базе Мотовилихинского района На итоговом заседании 15 мая 2012 года членами ГПГ принято решение о том, что в течение учебного года 4 встречи членов городской проблемной группы будут организованы на базах 4-х ОУ Мотовилихинского района, которые заявятся на проведение городского семинара в период планирования работы ГПГ (август-сентябрь 2012 года). Заявившееся ОУ организует на своей базе расширенное заседание в форме семинара с открытыми уроками и внеклассными мероприятиями и обязательным предоставлением возможности для публичного обобщения опыта аттестующихся педагогов других ОУ.
Преимущества городского семинара на базе отдельного ОУ Положительное позиционирование инициативной школы в образовательном пространстве района и города. Возможность участия в открытом мероприятии на уровень города большего числа педагогов, чем на традиционном заседании ГПГ. Презентация внеурочных мероприятий в рамках ФГОС.
Несомненным достижением трехлетней работы руководителем МО, считаю следующие результаты: высокий процент посещаемости заседаний ГПГ; стабильность кадров (руководителей школьных МО, т.е. членов ГПГ); организация и проведение городского семинара на базе ПКШ 1 по теме «Школа полного дня как оптимальная система для реализации ФГОС НОО»; инициатива членов ГПГ о 4-х базовых школах для организации работы в учебном году; создание базы методических разработок (в электронном и печатном виде) – пополнение этой базы - обязательное требование для всех педагогов, публично обобщающих опыт на заседаниях ГПГ.
Общее количество участников мероприятий в учебном году 100 человек (25, 29, 26, 20 человек на 4-х заседания соответственно) 21 человек (3 встречи группы молодых специалистов) 10 человек (индивидуальные консультации)
Василий Сухомлинский Поставь над собой сто учителей они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.