Тема: «Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии» Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» город Киров Калужской области , Киров, Калужская обл., Болдина, 7а Тел/факс Тел. (48456) /Факс. (48456)
Проблема, требующая инновационных решений Противоречие между необходимостью развития универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста и ограничениями имеющихся образовательных технологий в решении этой задачи.
«Психодидактические инструменты проектной технологии позволяют успешно развивать у младших школьников универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные, знаково- символические)». Основная идея:
Цели: С помощью формирования УУД инструментами проектных технологий достичь высокой успешности в усвоении учебного содержания и создания предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. Доказать, что развитие УУД средствами проектных задач соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС
Задачи: 1.Изучить опыт развития УУД в практике начальной школы. 2. Отобрать оптимальные варианты внедрения метода проектов в учебно- воспитательный процесс в начальных классах
Задачи: Определить связь УУД с содержанием предметных дисциплин, в рамках которых могут быть оптимально сформированы конкретные виды универсальных учебных действий младшего школьника. 4. Проанализировать возможности психодидактической модели проектного обучения с точки зрения формирования познавательных, знаково-символических, личностных и коммуникативных УУД.
процесс формирования универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста. Предмет исследования: Объект исследования: развитие универсальных учебных действий младших школьников в обучении средствами проектной технологии.
МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некого конечного ПРОДУКТА.
СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проектная деятельность Исследовательские Поисковые Научный метод Дискуссии, эвристические беседы Дискуссии, эвристические беседы Мозговые атаки Ролевые игры Рефлексивные
Личностные УУД Знаково-символистические УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД 1.Действует по алгоритму, плану, схеме. 2. Моделирует, конструирует по собственной схеме. 3. Излагает в письменном виде кратко и развёрнуто, соблюдает логику изложения. 1.Пользуется специальным языком той науки, которая лежит в основе учебного предмета. 2. Проводит самоанализ деятельности, делает выводы. 3. Самостоятельно планирует учебную работу. 1.Умеет вступать в диалог, вести дискуссию. 2.Умеет отстаивать свою точку зрения, сопоставлять свои идеи с идеями других. 3. Готовит наглядные материалы и грамотно их использует. 1.Самостоятельно или по заданию учителя осуществляет поиск информации в Интернете. 2. Планирует информационный поиск. 3. Самостоятельно отбирает необходимые источники информации. 1.Умеет находить несколько вариантов решения проблемы. 2. Привлекает знания из различных областей. 3. Проводит анализ собственной деятельности. _____________________________________ Метод проектов _____________________________________
Суть состоит в том, чтобы проектную деятельность, правильно организованную в школе, сделать средой для формирования и развития УУД, Суть состоит в том, чтобы проектную деятельность, правильно организованную в школе, сделать средой для формирования и развития УУД, т.к. она дает возможность: освоения новых способов деятельности на интегрированном содержании; появления опыта соорганизации ресурсов для достижения цели; стимулировать практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор УУД; конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.
С помощью построения системы проектных задач можно решать современные проблемы начального образования, в частности, осуществить переход на компетентностный подход в образовательном процессе, а также вооружить младших школьников средствами и способами будущей проектной деятельности.
проектная задача задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Осуществляет плавный переход от разных дошкольных видов сотрудничества к учебному сотрудничеству группы детей с «идеальным» взрослым как носителем общих способов поиска решений. проектная задача
проектная задача это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
Дети могут пытаться строить свое действие с учетом действий партнеров, обнаруживать различие эмоциональных состояний участников совместного действия.
Ученики становятся инициативными в поиске недостающей информации.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» город Киров Калужской области Экспериментальная группа: База исследования: 1 А класс МКОУ «Средняя общеобразовательная школа 7». Контрольная группа: 1 Б класс МКОУ «Средняя общеобразовательная школа 7».
Творческая группа: 1.Завуч по учебно-воспитательной работе. 2.Руководитель ШМО учителей начальных классов. 3.Учителя начальных классов (1а, 1б). 4.Руководитель ШМО учителей гуманитарно- эстетического цикла. 5.Учитель информатики.
I.Организационно-подготовительный учебный год. II.Основной исследовательский учебного года. III. Завершающий учебные годы. Этапы инновационной деятельности:
Организационно- подготовительный этап Цель: сбор, анализ и структурирование информации о системе формирования УУД учащихся. Содержание: 1. Создание банка организационно – методического сопровождения развития ключевых компетенций обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами и целями Программы развития на основе метода проектов. 2. Развитие педагогической компетентности для внедрения и совершенствования методов и технологий обучения в условиях внедрения ФГОС в НОО.
Изучен зарубежный и отечественный опыт в использовании метода проектов. Подготовлена нормативно-правовая база (локальные акты, положения, приказы по организации экспериментальной деятельности). Результаты работы на организационно-подготовительном этапе:
Получено письменное добровольное согласие на эксперимент родителей учащихся 1 А класса. Проведен мониторинг среди уч-ся и их родителей с целью изучения образовательных потребностей. Разработан тематический план проектной деятельности. Разработан план работы по эксперименту. Результаты работы на организационно-подготовительном этапе:
Проведено первичное изучение экспериментального и контрольного класса по выбранным методикам. Проведены заседания методического совета по темам: «Технология формирования УУД», «Сущность и механизм проектных задач». Мастер-класс «Проектная деятельность в начальной школе». Разработка занятий в рамках внеурочной деятельности учащихся. Результаты работы на организационно-подготовительном этапе:
Создаются собственные наработки в виде презентаций, упражнений, заданий с использованием ЦОР. Результаты работы на организационно-подготовительном этапе:
Обновлена и пополнена компьютерная база. Результаты работы на организационно-подготовительном этапе:
Разработка структуры рабочей программы: «Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии» Продукт инновационной деятельности:
Суть программы: использование инструментов проектного обучения как средства формирования УУД. Продукт инновационной деятельности:
Содержание: 1.Оценка эффективности проектной технологии как средства развития УУД. 2.Анализ ее возможностей и ограничений. 3.Рекомендации по планированию и организации проектной технологии в развитии УУД, адресованные учителям и методистам начальной ступени обучения. Продукт инновационной деятельности:
Продукт инновационной деятельности: Педагогическая результативность (собственно результаты): 1.освоение новых способов деятельности на интегрированном содержании; 2.появление опыта соорганизации ресурсов для достижения цели; 3.стимулирование практической деятельность учащихся, позволяющей формировать весь набор УУД; 4.конструирование учебного процесса на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.
1.образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; 2.гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся Продукт инновационной деятельности: Педагогическая результативность (системные эффекты):
семинары по проблеме формирования универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии на муниципальном и региональном уровне; электронный сборник презентаций проектов; публикации статей, сборников; участие в конкурсах по данной тематике; педагогические советы; педагогические чтения Технология трансферта: