Оптические иллюзии как средство выявления профессиональных склонностей личности
Проблема В течение двух лет я посещала факультатив «Физика природных явлений». Из всех разделов физики мне больше всего понравилась оптика. Такие световые явления как радуга, северное полярное сияние, гало, мираж – очень красивые и запоминающиеся явления, но больше всего моё внимание привлекли оптические иллюзии. Я задумалась, имеют ли они практическое применение в жизни? Сейчас нет, а в будущем? Вероятно, они будут использоваться для диагностики способностей человека, выбирающего профессию. Я решила провести эксперимент, как относятся к иллюзиям дети различных возрастов. На основе проведенных экспериментов были выявлены дети с творческими способностями, которые любят пофантазировать, присочинить своё, изменить ход эксперимента. Они будут артистами, писателями, дизайнерами и т. д. Небольшое число детей имеют практический тип интеллекта. Они в большинстве картин видят истинные размеры, а не кажущиеся. Эти дети, когда подрастут, будут выбирать профессии, связанные с большой ответственностью за жизнь других. Это операторы железных дорог, воздушных линий, атомных электростанций и др.
Введение Серия иллюстраций открывается примерами иллюзий, причина которых, несомненно, лежит в анатомических и физиологических особенностях глаза: это иллюзии, зависящие от слепого пятна, иррадиации, астигматизма, сохранения световых впечатлений и утомления сетчатки. За этими «физиологическими» обманами зрения следует гораздо более многочисленный класс иллюзий, которые обусловлены причинами психологическими, чаще всего ещё недостаточно выясненными. По – видимому, можно считать установленным лишь то, что иллюзии этого рода являются следствием предвзятого, ложного суждения, непроизвольного и предвзятого. Источником обмана является здесь интеллект, а не чувство.
Слепое пятно глаза Опыт Мариотта. Закрыв правый глаз, смотрим левым на верхний крестик, с расстояния см. Вы заметите, что белый кружок исчезает совершенно, хотя оба меньших кружка по бокам его хорошо видны. Если, не меняя положения рисунка, смотреть на нижний крестик, кружок исчезает лишь отчасти. Явление это обусловлено тем, что при указанном положении глаза относительно фигуры изображение кружка попадает на слепое пятно - место входа зрительного нерва, нечувствительного к световым раздражениям.
Иррадиация 1.При рассматривании издали белые фигуры- круг и квадрат – кажутся крупнее чёрных, хотя те и другие равные. Чем больше расстояние, тем иллюзия сильнее. Явление это называется иррадиацией. 2.При рассматривании издали нижней фигуры с чёрным крестом стороны квадрата кажутся вследствие иррадиации ущемлёнными посередине, как показано на соседней фигуре справа.
Астигматизм 1.Смотрите на эту надпись одним глазом. Все ли буквы кажутся одинаково чёрными? Обычно одна из букв представляется более чёрной, нежели остальные. Явление это обусловлено так называемой астигматизмом, то есть неодинаковой выпуклостью роговой оболочки глаза в различных направлениях ( вертикальном, горизонтальном ). Редкий глаз вполне свободен от этого несовершенства.
Иллюзия Мюллера - Лиэра 1.Отрезок вс кажется длиннее отрезка ав, хотя на самом деле они равны. 2.Видоизменени е предыдущей иллюзии отвесная прямая А кажется короче равной ей В.
Другие примеры иллюзий Мюллера – Лиэра:
Иллюзия типографского шрифта 1.Верхняя и нижняя половина каждой из этих литер, кажутся равными. Но, перевернув страницу, легко заметить, что верхние половины меньше. 2.Высоты треугольника разделены пополам, хотя кажется, что часть прилегающая к вершине, короче.
Иллюзия Геринга Две средние линии идущие справа налево, - параллеоьные прямые, хотя кажутся дугами, обращенные выпукло одна к другой. Иллюзия пропадает:1)если подняв фигуру на уровень глаз, смотреть на неё так, что бы взгляд скользил вдоль линии;2)если, поместив конец карандаша в какой- нибудь точке фигуры, сосредоточить взгляд на этой точке.
Лестница Шрёдера Эта фигура может представляться вам трояко: 1)в виде лестницы; 2)в виде ступенчатой ниши и 3)в виде бумажной полосы, согнутой гармоникой и протянутой наискосок. Представления эти могут сменять одно другое непроизвольно или по вашему желанию.
Иллюзия Сильвануса Томпсона Если сообщить этой фигуре вращательное движение (поворачивая рисунок), то все круги и белое зубчатое колесо будут казаться вращающимися, каждый вокруг своего центра, в ту же сторону и с такой же скоростью.
Проведение исследований. Сначала с учащимися была проведена краткая беседа о значении оптики в жизни человека, затем объяснили, с какой целью проводятся данные опыты. Вниманию их были предложены иллюстрации с изображениями различных оптических иллюзий.
Результаты исследований.
Результаты исследований: Выявление склонностей учащихся с помощью оптических иллюзий более объективное наблюдается у учащихся начальных классов. Учащихся с практическим типом характера не более 25% от числа обследованных детей.
Заключение В результате эксперимента выяснилось, что все учащиеся проявили заинтересоанность в исследованиях. Очень важно знать для каждого, к какой профессии у них есть способности.
Библиография
Работа выполнена Кешубаевой Викторией ученицей 9 – б класса МОУ СОШ с УИОП 1 Г. Белая Холуница