Технология саморазвития личности
В. А. Сухомлинский. «Главной целью воспитания должно быть воспитание, побуждающее к самовоспитанию.» «Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает».
Цель педсовета: Обратить внимание педагогов на проблему педагогического руководства самовоспитанием, раскрыть ее значимость. Задачи: 1. Рассмотреть понятия самообразования и самовоспитания учащегося и факторы, влияющие на процесс самовоспитания и самообразования 2. Изучить способы и приёмы самообразования и самовоспитания. 3. Определить эффективные формы и методы по самообразованию и самовоспитанию учащегося.
Кто воздвигнет тебя к небесам? -Только сам. Кто низвергнет тебя с высоты? -Только ты. Где куются ключи к твоей горькой судьбе? -Лишь в тебе. Чем расплатишься ты за проигранный бой? -Лишь собой.
Самовоспитание - процесс намеренного изменения, возведения человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно-нравственного, социального и творческого развития. (Г.К. Селевко) Самообразование - целенаправленная, свободная и самостоятельная познавательная деятельность, направленная на удовлетворение интересов, потребностей человека в познании окружающего мира. (Г.К. Селевко)
Условия для организации самовоспитания 1.Надо желать и уметь трудиться. 2.Надо постоянно изучать себя. 3.Надо поставить перед собой цели самовоспитания. 4.Надо знать, как это делать, знать приемы самовоспитания. 5.Надо верить в себя.
Этапы самовоспитания 1.Осознание необходимости усовершенствовать свои личностные качества. 2.Появление желания изменить себя. 3.Самоанализ, самооценка. 4.Определение цели и задачи самовоспитания. 5.Включение механизма воли. 6.Применение методов, приемов, средств самовоспитания.
Методы, приемы, средства: 1.Самообязательство, самоприказ, самоуговаривание, самоубеждение. 2.Самовнушение, самопоощрение, самонаказание, самоутешение. 3.Самоконтроль, самооценка. 4.Эмоциональноосмысленный перенос в положение другого. 5.Самоинструктирование, самонапоминание.
В самовоспитании имеет значение: То, какую роль мы играем; С кем мы себя сравниваем; Как мы воспринимаем похвалу в свой адрес; Какой имеем опыт успеха и неудач.
Средства самовоспитания: Учеба, труд, общественные поручения, художественная самодеятельность, кружки, секции, чтение, программы специального развития.
Правила способствующие самовоспитанию: Пять надо: 1. Всегда помогать родителям. 2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно. 3. Быть честным. 4. Подчинять личные интересы коллективным. 5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Пять можно: 1. Веселиться и играть, когда работа сделана на отлично. 2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам. 3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится! 4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся. 5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Пять «нужно»: 1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь. 2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу. 3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься. 4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту. 5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Пять «нельзя»: 1. Учиться без старания, лениво и безответственно. 2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших. 3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей. 4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям. 5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
Пять хорошо: 1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам) 2. Планировать каждый свой день. 3. Оценивать свои поступки. 4. Сначала думать, а потом делать. 5. Браться вначале за самые трудные дела.
Направления для работы с учащимися 5-11 классов: 5 класс – самопознание «Познай себя» 6 класс – самовоспитание «Сделай себя сам» 7 класс – самообучение «Научи себя учиться» 8 класс – самоутверждение «Утверждай себя» 9 класс – самоопределение «Найди себя» 10 класс – саморегуляция «Управляй собой» 11 класс – самоактуализация «Реализуй себя»
Поэтапный план работы над собой для учащихся 5-11 классов. 1-й этап. Определи общественную цель и смысл своей жизни. Мой нравственный идеал. 1. Девиз жизни. 2. Конечная цель моих стремлений и деятельности. 3. Что люблю в людях и что ненавижу. 4. Духовные ценности человека.
2-й этап. Познай самого себя. Какой я есть. 1. Мои достоинства. 2. Мои недостатки. 3. Мои интересы и увлечения. 4. Цель моей жизни. 5. Отношение к учебе. 6. Отношение к труду. 7. Отношение к людям. 8.Объективная самооценка.
3-й этап. Определи программу самовоспитания. Каким я должен стать. 1. Требование ко мне родителей и учителей. 2. Требования ко мне товарищей, коллектива. 3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки. 4. Программа самовоспитания.
4-й этап. Создать свой образ жизни. Режим. 1. Распорядок дня. 2. Бережное отношение ко времени. 3. Гигиена труда и отдыха. 4. Правила жизни.
5-й этап. Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки. 1. Самообязательства. 2. Задания самому себе на день, неделю, месяц. 3. Самоубеждение. 4. Самопринуждение. 5. Самообладание. 6. Самоприказ.
6-й этап. Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания. Самоконтроль. 1. Самоанализ и самооценка работы над собой. 2. Самопоощрение или самонаказание. 3. Совершенствование программы самовоспитания.
С этим классом кое-что получилось: Если и слабые, и средние, и сильные стали адекватными в общении, профессионально определились, престали волновать педсовет: сдаст или не сдаст, будет допущен к экзаменам или нет. Если за дурное поведение стыдно будет классу, а не только виновнику. Если нет для класса уроков, которые дети считают неважными, необязательными, и с этим ты согласен – мысленно или откровенно. Если ты гордишься классом, а не просто любишь его; если в общении со своими воспитанниками больше слушаешь, а не говоришь. Если и по прошествии многих лет эти дети продолжают давать высокую оценку школе и твоим урокам.
Как этого добиться: Быть интересным как предметник и как личность (одно без другого не работает). Воспринимать требовательность учителя ученики будут только в случае дружелюбных и взаимоуважительных отношений. Уметь восхищаться и радоваться – даже если достижения ученика едва заметны. Надо ценить самостоятельность. Надо любить ученика, даже неумного, невоспитанного, неинтеллигентного, даже бездельника, ведь у него еще есть шанс стать лучше, а у нас нет.
Самовоспитание, самосовершенствование – это великий и долгий труд души, на который уходит иногда вся жизнь.