1 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников на уроках и во внеурочной деятельности Полишко О.К. учитель начальных классов МКОУ «Тихвинская СОШ» Павлоградского муниципального района Омской области
2 Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
3 К коммуникативным действиям относятся:. инициативное сотрудничество;.планирование учебного сотрудничества;.взаимодействие;.управление коммуникацией.
4 Инициативное сотрудничество -ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; -предлагать помощь и сотрудничество; -проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
5 Планирование учебного сотрудничества задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
6 Взаимодействие формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания; строить монологичное высказывание; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.
7 Управление коммуникацией -определять общую цель и пути ее достижения; -осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
8 Основу формирования коммуникативных УУД составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
9 Для формирования коммуникативных действий и создания эмоционально благоприятной ситуации на уроке я использую игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения. «Рассказ от первого лица» – рассказать, опираясь на электронную наглядность, от лица Лисы о том, как ее выгоняли из избушки герои сказки. – Представлять повествование от имени предмета, например Колобка, презентация «Как хлеб к нам на стол пришел». «Изменение сказочной развязки» – придумать другое окончание сказки, рассказа. В сказке «Колобок» все дети мечтают о том, чтобы Колобок смог уйти от Лисы. «Комплименты» – сказать комплимент сказочному, литературному герою. Мои ребятишки осыпали комплиментами Петушка из сказки «Заюшкина избушка», Енота из рассказа «Енот», Деда Мороза, гномика Трудягу, Зайку и других.
10 Рассказ от первого лица Расскажи сказку от имени Лисы
11 Расскажи от имени Колобка
12 Работа в парах и группах постоянно присутствует на наших уроках. Она помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных.
13 Работа в группах
14 – любое мнение ценно; – ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; – повернись так, чтобы видеть лицо говорящего; – хочешь говорить – подними руку; – дай возможность другому высказывать свое мнение, а себе – понять его; – обращение начинается с имени; – критика должна быть тактичной; – используя компьютер, не злоупотребляй количеством текста и цвета; – отсутствие результата – тоже результат; – голос – твой божественный дар, умей им владеть. Правила диалога
15 Коммуникативные навыки я развиваю и средствами ИКТ. В классе у меня накоплен и систематизирован электронный учебный материал по каждому предмету. Работа одного ученика за компьютером, работа по цепочке, в парах развивают коммуникативные навыки.
16 Для развития всех видов УУД огромное значение имеет учебно-методический комплект. Технология деятельностного подхода, разработанная в УМК «Перспективная начальная школа», предполагает развитие этих УУД, в том числе и коммуникативных универсальных учебных действий. Результат коллективной работы «Чудо - снежинки»
17 Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Мои ребятишки очень любят «танцевальные» минутки, во время которых они под музыку повторяют движения с экрана монитора. Они так раскрепощены и счастливы в эти минутки!
18 «Танцевальные» минутки
19 Кружок «Учимся общаться» На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.
20 За время, проведенное в школе, мои ребятишки уже многому научились. Конечно, не все еще у нас получается. Многому предстоит научиться. Мы продолжаем работать в этом плане и очень надеемся, что добьемся положительных результатов.