Родительское собрание как одна из форм работы с родителями
Виды родительских собраний Организационные, установочные, или инструктивные, направленные на ознакомление с изменениями жизнедеятельности школы, классаОрганизационные, установочные, или инструктивные, направленные на ознакомление с изменениями жизнедеятельности школы, класса Внеплановые, посвященные чрезвычайным ситуациям, требующие коллективного совета взрослых людейВнеплановые, посвященные чрезвычайным ситуациям, требующие коллективного совета взрослых людей Совместные с учениками и родителямиСовместные с учениками и родителями ОтчетныеОтчетные Тематические, информационно-просветительскиеТематические, информационно-просветительские Дифференцированные (специально приглашенная группа родителей)Дифференцированные (специально приглашенная группа родителей)
Тематика родительских собраний разрабатывается классным руководителем совместно с членами родительского комитета и психологом на весь учебный год.
Содержание педагогического просвещения родителей Цели, задачи и методы образования и воспитания учащихсяЦели, задачи и методы образования и воспитания учащихся Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в этом возрастеПсихологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в этом возрасте Обязанности членов семьи, содержание, формы методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитанияОбязанности членов семьи, содержание, формы методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания
Содержание педагогического просвещения родителей (продолжение) Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьейВзаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизниПроблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни
Формы собраний МастерскаяМастерская Педагогическая дискуссияПедагогическая дискуссия Деловая играДеловая игра КонсультацияКонсультация КонкурсКонкурс ПрактикумПрактикум КонференцияКонференция ПраздникПраздник и др.и др.
Методы СловесныеСловесные –Беседа –Рассказ ИллюстративныеИллюстративные –Работа с таблицами –Демонстрация слайдов –Показ диафильмов –Просмотр учебных кинофильмов –Использование компьютера ПрактическиеПрактические –Работа с тестами –Тренинги
Основные этапы подготовки родительского собрания
Этап 1. Выбор темы собрания Определить тему, цель, повестку собранияОпределить тему, цель, повестку собрания Изучение научно-методической литературыИзучение научно-методической литературы Проведение микроисследованияПроведение микроисследования Продумать организацию явки родителейПродумать организацию явки родителей Собеседование классного руководителя с учителями-предметникамиСобеседование классного руководителя с учителями-предметниками
Этап 2. Подготовка сценария и проведение собрания Информация общего характераИнформация общего характера Анализ развития детей за определенный период (личностные изменения, учебная деятельность)Анализ развития детей за определенный период (личностные изменения, учебная деятельность) Психолого-педагогическое просвещениеПсихолого-педагогическое просвещение Обсуждение организационных вопросовОбсуждение организационных вопросов Индивидуальные консультации с родителямиИндивидуальные консультации с родителями
Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания Сделать выводы, раздать памяткиСделать выводы, раздать памятки Сформулировать необходимые решенияСформулировать необходимые решения Дать информацию о следующем собранииДать информацию о следующем собрании Довести итоги собрания до администрации и коллег-педагоговДовести итоги собрания до администрации и коллег-педагогов
Рекомендации по проведению родительских собраний Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебеРодительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детейТема собрания должна учитывать возрастные особенности детей Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.
Советы по проведению родительского собрания Выберите наиболее благоприятный день и час для проведения собранияВыберите наиболее благоприятный день и час для проведения собрания Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроениеПеред началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение Отведите на проведение собрания не более 1,5 часовОтведите на проведение собрания не более 1,5 часов Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей или заготовьте визиткиСамый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей или заготовьте визитки Перед началом собрания объявите повесткуПеред началом собрания объявите повестку
Советы по проведению родительского собрания (продолжение) Особое внимание обратите на размещение родителей в аудиторииОсобое внимание обратите на размещение родителей в аудитории Продумайте вместе с родителями правила для участников собрания (отвергая чье-то мнение, необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству и т.д.)Продумайте вместе с родителями правила для участников собрания (отвергая чье-то мнение, необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству и т.д.)
Советы по проведению родительского собрания (продолжение) Начинайте собрание с позитивного, затем говорите о негативном, завершайте разговор предложениями на будущееНачинайте собрание с позитивного, затем говорите о негативном, завершайте разговор предложениями на будущее Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детейПредупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов)Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов)
Советы по проведению родительского собрания (продолжение) В ходе собрания используйте игры и групповые формы взаимодействия родителейВ ходе собрания используйте игры и групповые формы взаимодействия родителей Используйте наглядные средства, иллюстрации, фотографии детей кружкаИспользуйте наглядные средства, иллюстрации, фотографии детей кружка Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чаяСделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителейПри обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей
Советы по проведению родительского собрания (продолжение) В личной беседе оценивайте успехи детей относительно его потенциальных возможностейВ личной беседе оценивайте успехи детей относительно его потенциальных возможностей Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенкуРодитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку
На собрании не стоит: Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующихОсуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных кружковСравнивать успехи отдельных учащихся и разных кружков Давать негативную оценку всей группеДавать негативную оценку всей группе Избирать для общения назидательный тонИзбирать для общения назидательный тон
Как сообщить родителям об успеваемости ребенка, не афишируя его неуспех на весь класс С хорошего начать и хорошим закончитьС хорошего начать и хорошим закончить Выдать советы и рекомендации для родителейВыдать советы и рекомендации для родителей О плохом сказать в общем, не называя фамилийО плохом сказать в общем, не называя фамилий В каждом ребенке найти хорошее и похвалить за что-то при всехВ каждом ребенке найти хорошее и похвалить за что-то при всех О хорошем – при всех, о плохом - индивидуальноО хорошем – при всех, о плохом - индивидуально
Как сообщить родителям о достижениях ребенка. Написать благодарность за достижения, трудовые дела и др.Написать благодарность за достижения, трудовые дела и др. Награждение родителей грамотамиНаграждение родителей грамотами Представление детей по номинациямПредставление детей по номинациям Анализ дел (отметить каждого)Анализ дел (отметить каждого)
Общение школьных и домашних воспитателей - шаг к взаимопониманию, усвоение педагогического опыта, который учитель и родители передают друг другу
Спасибо за внимание!