«Портфолио ученика- как часть профориентационной работы в школе» Харисова Е.В., руководитель лаборатории психологической поддержки, профориентации, социализации и наставничества
Особенности и назначение портфолио ученика на трех ступенях обучения: Первая ступень обучения 1-4-е классы Вторая ступень обучения 5-8-е классы Третья ступень обучения 9-11-е классы Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения. Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей. Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности.
Учебная деятельность. результаты обучения ученика по четвертям и за год; отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх Русский медвежонок, Кенгуру, конкурсах сочинений и т.п.
Участие в делах класса и школы. результаты творческой деятельности учащихся в разных областях; отметка о посещении факультативов, кружков, секций; спортивные достижения учащихся; оценка выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.
Пример управления процессом создания и оценки портфолио. Ответственным за создание и оценку портфолио является классный руководитель. Заполнение разделов производится учеником, старостой, ответственным дежурным, физоргом, представителем учебной комиссии, классным руководителем. В конце года учащиеся проводят самооценку деятельности по предложенным классным руководителем вопросам, ставят перед собой цель на следующий учебный год.
Типы портфолио: ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВПОРТФОЛИО РАБОТПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ Компоненты Дипломы олимпиад; Иные сертификаты Рефераты Проектные работы. Техническое творчество: Работы по искусству Спортивные достижения Элективные курсы и факультативы Различные практик Заключение о качестве работы Рецензия на статью Отзыв о работе Резюме Эссе школьника Рекомендательное письмо «+» преимущества Действенный механизмом определения образовательного рейтинга ученика Широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. «-» ограничения Демонстрация результатов, нет описания процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п. Качественное дополнение к результатам итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей Сложность формализации и учета собранной информации.
Портфолио ученика (на примере СОШ 554)
Проектно-исследовательская деятельность:
Портфолио ученика: грамоты, благодарственные письма
Портфолио ученика: дополнительное образование
Портфолио ученика: профориентация Проф.диагностика; Участие в профориентационных конкурсах: «Мир в радуге профессий», «Фестиваль профессий» и т.д. Анкета интересов учащихся.
Портфолио ученика: профориентация