Тема урока: «Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц.» Цель: Учить детей видению новой проблемы в знакомой ситуации; учить сравнивать условия и их решения в задачах на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц. Закреплять умение решать составные задачи, развивать логическое мышление, умение рассуждать, творчески мыслить при решении различного вида задач. Расширять математический кругозор учащихся и прививать интерес к математике.
Я надеюсь, что это бодрое и радостное настроение сохранится у вас на протяжении всего урока – путешествия.
Наш девиз:
Актуализация знаний 1 – я остановка « Дом математических знаков и выражений». Дополнительная тетрадь. 55, с. 26. Задание: устно решить задачи. Около каждой задачи записать в кружок знак действия, с помощью которого она решается.
Что у вас получилось? 1. 36:4=9 (см) 2. 36:4=9 (с.) 3. 9х4=36 (кг) 4. 32:8=4 (р.) 5. 24:8=3 (раза)
Арифметический диктант. Арифметический диктант увеличить в 5 раз. 6х :5 6-5 Ответ: 6х5= увеличить на 5. 6х :5 6-5 Ответ: 6+5=11
3. 36 уменьшить в 9 раз. 36х : Ответ: 36:9= уменьшить на 9. 36х : Ответ: 36-9=27
Продолжение арифметического диктанта. 5. Во сколько раз 16 больше 4? 16х : Ответ: 16:4=4 6. На сколько 16 больше 4? 16х : Ответ: 16-4=12
Постановка учебной задачи. 2 - я остановка « Дворец задач». Работа с учебником, 1, с. 43 I вариант. 1(1). II вариант. 1(2). Решить самостоятельно.
Проверка I варианта. Б. -40 с. М. - ? в 8 раз меньше Решение :8=45(с.) Ответ: 45 столов.
Проверка II варианта. Б с. М. - ? на 8 с. меньше. Решение. 40+(40-8)= 72(с.) Ответ: 72 стола.
Побуждающий диалог. - Что вы заметили? Проведём исследование. -Чем похожи и чем отличаются эти две задачи?
Похожи: 1. В мастерской изготовили 40 больших столов. 2. Маленьких столов изготовили меньше. 3. Одинаковый вопрос: « Сколько всего изготовили столов?» 4. Второе действие выполняется сложением.
Отличаются: 1. В I варианте маленьких столов в 8 раз меньше, чем больших. Во II варианте маленьких столов на 8 столов меньше, чем больших. 2. В I варианте 1 – е действие решается делением. Во II варианте – вычитанием. 3. Разные ответы.
Алгоритм 1. В? раз < (:) 2. На?< (-)
Станция «Спортивная». Физкультминутка.
Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа. Станция « Творческая». 2. Придумать задачи по данным выражениям, подобрать схемы к задачам или схематические рисунки. I вариант – 2 задача. II вариант – 1 задача.
Подбор схематических рисункови схем к задачам. Подбор схематических рисунков и схем к задачам. I в. 8+(8+2)=18(шт.) II в. 8+8х2=24(шт.) 8 2 8
Алгоритм. 1. В ? раз > (Х) 2. На ? > (+)
Творческая работа. Как решить задачу 8+8х2=24( шт.) рациональным способом? 8х3=24(шт.) Изменить условие, чтобы задача стала не составной, а простой. Д ля детского сада купили 8машинок и столько же кукол. Сколько всего игрушек купили? 8+8=16 (шт.)
Творческая работа. Измените условие, чтобы задача не имела решения. Для детского сада купили 8 машинок. Сколько всего игрушек купили? Для детского сада купили кукол в 2 раза больше, чем машинок. Сколько всего игрушек купили?
Домашнее задание 4, 6 стр. 42.
Блиц – турнир. У каждого на столе тесты. Выбрать и обвести правильные ответы. Коля подтянулся 14 раз, а Саша в 2 раза меньше. Сколько раз подтянулся Саша? 14х :2 Ответ: 14:2=7(раз) Вася отжался 14 раз, а Миша на 2 раза меньше. Сколько раз отжался Миша? 14х :2 Ответ: 14-2=12 (раз)
Блиц – турнир. 3. Маша идёт до школы 15 минут, а Вера добегает за 5 минут. На сколько дольше идёт до школы Маша? 15х :515-5 Ответ: 15-5=10(мин) 4.Маша идёт до школы 15 минут, а Вера добегает до школы за 5 минут. Во сколько раз быстрее добегает до школы Вера, чем Маша? 15х :515-5 Ответ: 15:5=3(раза)
Блиц – турнир. 5. Юра собрал 6 вёдер картошки, а папа в 3 раза больше. Сколько вёдер собрал папа? 6х :3 6-3 Ответ: 6х3=18(в.) 6. Таня съела 12 слив, а Оля на 3 больше. Сколько слив съела Оля? 12х : Ответ: 12+3=15(с.)
Задача – смекалка. С. 43. Чтение задачи. Ответ: Б.- 10 М. – 5 5х2= =5
Итог урока Наше путешествие подошло к концу. Какое новое открытие вы сделали сегодня на уроке? Мы помогли Бетти и Рэйну спасти числа и вернуть их домой!
Выполнила учитель высшей категории МОУ-СОШ 7 г. Мценска Кирпичёва Марина Николаевна. (Авторская презентация). Список используемого материала: Учебник Моро М.И.«Математика – 3» Учебник Моро М.И.«Математика – 3» Издательство «Просвещение». Видеоклип с диска: Видеоклип с диска: «Приключения на планете чисел 2». Игры для детей от компании «Бука».