«Организация исследовательской деятельности учащихся в школе» Цель: формирование исследовательской и проектной деятельности обучающихся
ЗАДАЧИ: Познакомить педагогов с задачами, формами и этапами исследовательской и проектной деятельности школьников; Обобщить опыт работы педагогов по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся; Выработать программу действий по внедрению в образовательный процесс проектных технологий.
Повестка педсовета: Идея организации исследовательской и проектной деятельности- одна из концептуальных идей современной школы (зам. директора по УВР Косырева Л.В.) Подведение основных итогов работы по организации исследовательской и проектной деятельности на уроках (учителя – предметники: Клевцова Г.В., Мотолыгина С.Ф., Шибаева Л.А.)
Задачи исследовательской деятельности школьников: На уровне учащегося: Направить учебную деятельность в зоны актуального и ближайшего развития каждого школьника; Сформировать положительную мотивацию учебной деятельности; Значительно расширить кругозор учащихся; Развить способности к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению, классификации учебного материала и дополнительной литературы по проблеме исследования; Обучить технике проведения эксперимента и способами анализа его результатов; - На уровне педагога: Создать эффективную систему мониторинга и контроля усвоения стандарта образования с учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся; Способствовать непрерывному повышению профессионального мастерства учителей
Формы организации исследовательской работы: Урок-исследование; Научный кружок; Научно-практическая конференция; Проблемная группа; Исследовательская мастерская; Факультативные занятия исследовательского характера; Исследовательская лаборатория учащихся; Научный семинар.
Формы основных результатов исследовательской работы учащихся: Письменная работа или письменный отчёт исследовательского характера; Доклад на научно-практических школьных и внешкольных конференциях; Конкурсная работа; Научны отчёт; Реферат; Выставка творческих работ.
Этапы организации исследовательской работы учащихся I – подготовительный Подготовительный этап предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательных интересов.
II- развивающий Второй, развивающий этап предполагает совершенствование у учащихся навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса к исследованиям на данном этапе играет деятельность различных школьных и внеклассных объединений и научного общества учащихся.
III – исследовательский В ходе третьего, исследовательского этапа ведётся разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов ребят.
ТИПЫ ПРОЕКТОВ: По числу учащихся (индивидуальный, парный, групповой) по доминирующему методу (игровой, исследовательский, творческий) По предметным областям (монопредметный, межпредметный, надпредметный) По продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)
Результаты исследовательской и проектной деятельности: Более качественное усвоение знаний, развития интеллекта; Высокая мотивация на успешную учебную деятельность; Повышение уверенности в собственных силах, умение оценить себя; Развитие исследовательских способностей; Умение подходить к проблемам с научной точки зрения
Проект решения педсовета: Активизировать на ШМО работу по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов; Развивать способности учащихся к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению; Знакомить учащихся с различными методами исследовательской деятельности