Опытно-экспериментальная работа Учитель истории и обществознания Новичкова Т.В. Г.Саратов, МОУ «МБЛ»
Составные части модели:
Тема Педагогическая модель формирования активной гражданско-патриотической позиции учащихся
Цель ОЭР Разработка и апробация модели …. Для формирования и развития образованно, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично- развивающей среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Цель ОЭР Разработать и обосновать модель формирования гражданско- патриотических ценностей, основными компонентами которой являются: цель, сущность, состав и структура, взаимозависимость информационного, нравственного и мотивационного компонентов;
Актуальность обусловлена: необходимостью формирования у школьников смысловых жизненных ценностей высоким потенциалом гражданско- патриотических ценностей противоречием традиционной организацией учебно-воспитательного процесса и необходимостью в определении педагогических условий, обеспечивающих эффективный процесс формирования гражданско-патриотических ценностей учащихся;
Объект исследования: образовательная среда
Предмет исследования содержание, формы, методы и приемы формирования гражданско- патриотических ценностей и умений учащихся.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Формирование г\п ценностей учащихся будет эффективным при следующих педагогических условиях: - Расширение образовательной среды, введение спецкурсов «»; -интеграция (метапредметных)знаний и умений - вовлечение учащихся во внеучебную деятельность (участие в деятельности общественных организаций: патриотических, экологических и др.); -взаимодействие среды, школы и семьи в формировании г.п. ценностей (вовлечение семьи в учебно-воспитательный процесс в школе); -изучение региональных аспектов г.п. (посредством краеведения).
Задачи исследования: раскрыть понятие «активная гражданская позиция» с позиции педагогического исследования. – заявка на науку Определить содержание гражданско-патриотических ценностей учащихся. Определить основные критерии формирования ценностей. Разработать модель формирования ценностей. Определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования ценностей. Формирование педагогической модели (разработка курсов Содержание, инструментарий реализации ) Экспериментальная проверка предложенной модели Сравнение результатов опытная и контрольная группы Практические рекомендации
Теоретико-методологической основой исследования являются: положения о ведущей роли деятельности в формировании личности; психологическая теория развивающего обучения; единство теории и практики; взаимозависимость развития культуры общества и личности; положения организации научно-педагогического исследования; Исходными теоретическими позициями выступают идеи философов, педагогов и психологов, разрабатывающих деятельностный подход в исследовании
Методы исследования: анализ педагогической, философской, психологической, литературы по проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, сравнение результатов деятельности учащихся; педагогический эксперимент; -
Экспериментальная база исследования Базой исследования явились общеобразовательное учреждение: МОУ «Медико-биологический лицей» г.Саратова. В опытно-экспериментальную работу было вовлечено 80 учащихся. В процессе исследования использован практический опыт работы учителя истории Асташкиной С.Г., зам.директора по научной работе Мегаловой И.А., психолога лицея Калмыковой Н.Е.; зам.директора по воспитательной работе Бурлаковой Л.В.
Этапы исследования. Первый этап (2005–2006) – теоретический анализ исследуемой проблемы. Анализ научной литературы по проблеме исследования. Постановка проблемы, предмет, объект, цели и задачи исследования. Второй этап (2006– ) – разработка программы опытно- экспериментальной работы. Была определена гипотеза исследования. Проведен констатирующий и формирующий этап педагогического эксперимента. Обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия формирования гражданско- патриотических ценностей учащихся. Публичность, гласность, оглашение хода и первичных результатов эксперимента Третий этап ( ) – анализ, систематизация и обобщение данных, полученных в результате формирующего этапа эксперимента. Выработка практических рекомендаций
Методический банк -Разработки уроков, внеклассных мероприятий, проектов …линеек, брейн-рингов -Видеофрагменты -Библиотечка Кирилл и Мефодий -Презентации учащихся и учителей -Проекты (Вавилов, Соц стратификация, «сфера общества – экономика», «Выборы 2007», «Конституция РФ», «ВОВ») -Курс ДОУ
Диагностические методы Тест Анкета Анализ ключевых компетенций Социологический опрос Анализ Синтез Сравнение Беседа Наблюдение