Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников Опыт работы учителей начальных классов МОУ СОШ 25 г. Сургут 1
Педагогические задачи: – выделить и описать этапы становления КОД младших школьников – найти или разработать оптимальные способы формирования КОД у учащихся – разработать систему диагностических работ – разработать эффективные и способы фиксации КОД учащихся – создать нормативно-правовую базу 2
Фазы учебного года Первая фаза постановка и планирование учебных задач года (сентябрь) Вторая фаза коллективное решение предметных задач (октябрь- апрель) Третья фаза рефлексивная (апрель-май) 3
Задачи первой фазы: Определение уровня знаний, 2.ppt способностей и возможностей учащихся. Определение уровня знаний, 2.ppt способностей и возможностей учащихся. 2.ppt 2.ppt Коррекция знаний и умений, восстановление способов и приемов работы. Самос Коррекция знаний и умений, восстановление способов и приемов работы. Самос Самос Создание ситуации «дефицитов» в знаниях, способах действий с целью определения путей их ликвидации. Старт +.doc Создание ситуации «дефицитов» в знаниях, способах действий с целью определения путей их ликвидации. Старт +.doc Старт +.doc Старт +.doc Карта движения. карта движ Карта движения. карта движ карта движ карта движ 4
Задачи второй фазы: Рефлексивный контроль и оценка знаний и общих способов действия. границы Рефлексивный контроль и оценка знаний и общих способов действия. границы границы Пооперационный контроль в ходе освоения способа действия. Т вх Тр вых Пооперационный контроль в ходе освоения способа действия. Т вх Тр вых Т вх Тр вых Т вх Тр вых Результативный контроль. Пр р Анализ работ Результативный контроль. Пр р Анализ работ Пр р Анализ работ Пр р Анализ работ Работа в разных пространствах. 1.ppt Работа в разных пространствах. 1.ppt 1.ppt 1.ppt 5
Средства, формирующие ИУД Стол «заданий» Стол «заданий» Стол «помощников» Стол «помощников» Специальная тетрадь для самостоятельной работы учащихся Специальная тетрадь для самостоятельной работы учащихся Место «сомнений» Место «сомнений» Место «оценки» Место «оценки» «Папка личных достижений». «Папка личных достижений». 6
Задачи третьей фазы: Проведение итоговых работ Ир табл, проектных предметных и межпредметных задач. Проект Проведение итоговых работ Ир табл, проектных предметных и межпредметных задач. Проект Иртабл Проект Иртабл Проект Восстановление пути движения в учебном материале. Цв карта движ Восстановление пути движения в учебном материале. Цв карта движ Цв карта движ Цв карта движ Презентация достижений, представление «Портфолио» учащимися. Презентация достижений, представление «Портфолио» учащимися. 7
Результаты сформированности контрольно-оценочной деятельности 8 Объекты контроля и оценки желание и умение учиться знания, способы их достижения, уровень развития мышления компоненты учебной деятельности учащихся 4.ppt Динамика
Компетенции выпускника начальной школы: В отношении предметного мышления. В отношении предметного мышления. В отношении содержательной коммуникации. В отношении содержательной коммуникации. В отношении владения информацией. В отношении владения информацией. В отношении саморазвития: В отношении саморазвития: 9
обнаруживать свои трудности и сознательно выбирать задания разного уровня для их преодоления; обнаруживать свои трудности и сознательно выбирать задания разного уровня для их преодоления; критично и содержательно оценивать результат работы, сопоставлять свою и чужую оценку, контролировать свои учебные действия; критично и содержательно оценивать результат работы, сопоставлять свою и чужую оценку, контролировать свои учебные действия; быть критичным по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям, инициативным, способным к преобразованию способов действия; быть критичным по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям, инициативным, способным к преобразованию способов действия; определять последовательность действий для решения предметной задачи, планировать свою работу; определять последовательность действий для решения предметной задачи, планировать свою работу; прогнозировать возможные ошибки и выявлять причины их появления; прогнозировать возможные ошибки и выявлять причины их появления; осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого "на оценку" учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания. осуществлять свободный выбор продукта, предъявляемого "на оценку" учителю и классу, назначая самостоятельно критерии оценивания. 10
Педагогические условия: безотметочная система оценивания безотметочная система оценивания деятельностный подход деятельностный подход поисково-исследовательский тип предметного содержания поисково-исследовательский тип предметного содержания ориентация на методы учения, направленные на формирование желания и основы умения учиться ориентация на методы учения, направленные на формирование желания и основы умения учиться классно-урочная система – не основная форма организации учебного процесса классно-урочная система – не основная форма организации учебного процесса 11