ОРКСЭ
Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П ) Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П ).
1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5.Основы мировых религиозных культур; 6.Основы светской этики.
В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществлялось в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме: - в 4 четверти 4 класса - в 1 четверти 5 класса.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
4 класс четвертая четверть (17 часов) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) 5 класс первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
педагоги школы: учителя начальных классов, учителя литературы, обществознания, истории и других предметов имеющие специальное педагогическое образование При необходимости администрация школы может приглашать для проведения уроков по отдельным модулям педагогов из других образовательных учреждений, но они должны иметь опыт работы со школьниками. Каждый учитель, преподающий тот или иной модуль, проходит специализированные курсы в обязательном порядке
Вопросы -задания на последних уроках четвёртой четверти 4 класса предусмотрены несложные итоговые творческие работы, обобщающие пройденный за четверть материал и также предусматривающие посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей. В целом по новому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.
проведения школьного праздника, посвящённого Дню народного единства( 4 ноября). презентации творческих работ школьников, выполненные ими при поддержке родителей по результатам изучения модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики»; номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно- исторические, духовно-нравственные традиции концессий и народов России; выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства в России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединённых общей духовно-нравственной проблематикой; дегустация блюд национальной кухни народов России И многое другое …
Совет 1 Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель. У младшего подростка пробуждается чувство взрослости. Он начинает видеть себя в мире взрослых. У него возникает потребность оценить этот мир, принять взрослость как ценность, осмыслить и присвоить ценности взрослой жизни. Диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для подростка.
Совет 2 Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности С овременные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Всё так. Но есть ещё одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, недостаточно общих тем, мало содержания для прямого личностного общения. Разговор между родителями и детьми занимает считанные минуты в день, но при этом они вместе проводят у телевизора по нескольку часов.
Совет 3 Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой религией или отрицающих религии). Насторожитесь, если это делает ребёнок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральную устойчивость, склоняется к злу
Совет 4 Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей. Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения это его родители. Не жалейте сил и времени для вашего ребёнка, учитесь вместе с ним.
Совет 5 Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.
Совет 6 Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки. Дети во все времена играли в игры. Традиционные игры происходили между живыми людьми по установленным ими правилам, требовали от каждого игрока выполнения определённых обязательств, в том числе и моральных. Дети, играя, время от времени говорили друг другу: «Это не по правилам», «Это нечестно». Они таким образом моделировали и осваивали в игре моральные, нравственные нормы, регулирующие отношения между людьми в обществе. Такая игра всегда была действенным средством взросления, социализации и морального развития ребёнка
Джон Грэй говорил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна культура многонационального народа России. Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса. Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.