Особенности организации образовательного процесса в ходе реализации опытно- экспериментальной работы по теме: «Формирование у учащихся основ самообразования и профессионального самоопределения посредством реализации компетентностного подхода» 1
В последние годы проблема качества образования получает новый ракурс рассмотрения. В «Концепции модернизации образования на период до 2010 года она соотносится с изменением содержания образования (соответственно и его результата), которое для общего образования выступает как «новая система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции». 2
Тема школы: Тема школы: «Формирование социально-адаптированной личности учащегося посредством компетентностного подхода к образовательному процессу» к образовательному процессу» Тема учебного года: Тема учебного года: «Формирование продуктивных знаний учащихся и развитие социально-адаптированной личности на основе совершенствования образовательного процесса в условиях использования образовательных технологий» Единая методическая тема: Единая методическая тема: «Реализация индивидуального и деятельностного подходов в образовательном процессе как фактор самореализации ученика и учителя» Методическая тема учебного года: Методическая тема учебного года: «Современный урок: использование эффективных образовательных технологий для формирования продуктивных знаний учащихся». Воспитательная система школы: Воспитательная система школы: « Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития, воспитание социально- адаптированной личности через формирование общечеловеческих ценностей» Тема воспитательной работы: Тема воспитательной работы: «Формирование и развитие социально-адаптированной личности на основе совершенствования образовательного процесса в условиях модернизации школы» 3
Зеркало прогрессивных преобразований Ситуация «МИНУС»Ситуация «ПЛЮС» ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ У многих учащихся школы не сформирована потребность в своём дальнейшем саморазвитии и получении образования после школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного образования; слишком рано, уже в школьный период, наступает замедление процессов развития учащихся как личности. ПРИЧИНЫ Объективной причиной низкого качества знаний можно считать возрастные особенности школьников, резкое усложнение школьных программ, межпредметную несогласованность. В то же время нельзя не учитывать и следующие факты: - недостаточно развиты ОУУН; - снижение творческой активности учащихся от 5 к 7- 8 классу; -- снижение учебной мотивации; -- число учебных неудач превосходит число положительных эмоций, связанных с учением. Цель: приобретение детьми способности к самообразованию и саморазвитию. Формирование у обучающихся активной жизненной позиции в освоении функциональной грамотности, рынка труда, профессионального становления, адаптации на будущем рабочем месте. ЗАДАЧИ 1.Выявить систему специально созданных педагогических условий для образования детей. 2. Адаптация педагогических технологий самоопределения, программ общеобразовательных, профильных дисциплин, элективных курсов с целью приобретения детьми способности к самообразованию и саморазвитию. 3. Формирование у обучающихся активной жизненной позиции в освоении функциональной грамотности, рынка труда, профессионального становления, адаптации на будущем рабочем месте. 4. Разработать и апробировать программу подготовки учителя, владеющего методами работы с разными категориями учащихся и способами организации индивидуализированного образовательного процесса, направленного на самообразование и профессиональное самоопределение. МЕРОПРИЯТИЯ 1.СОЗДАТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ БАЗУ – «ПОРТФОЛИО» 2.СФОРМИРОВАТЬ РАБОЧУЮ ГРУППУ. 3.ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ РЕСУРСОВ. 4.ОПРЕДЕЛИТЬ ФАКТОРЫ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 4
Решению этих проблем способствует опытно- экспериментальная работа, затрагивающая всех участников образовательного процесса: всех участников образовательного процесса: 1. педколлектив 2. учащихся 3. родителей и направлена на формирование у учащихся основ самообразования и профессионального самоопределения посредством реализации компетентностного подхода КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 5
Работа с педколлективом методическая работа СЕМИНАРЫ Мастер –классы Педсоветы «Имидж школы. Механизмы формирования и способы построения». «Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение, способы формирования » «Формирование продуктивных знаний учащихся на основе совершенствования образовательного процесса в условиях использования современных образовательных технологий» ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Образовательные технологии: ориентиры для выбора» Семинар «Традиционное обучение и личностно- ориентированное образование в школе. Компетентностный подход в образовании» Семинар – практикум «Проектное обучение: что, как, когда?» Семинар- практикум «Технология развития критического мышления» Семинар- практикум «Учебное исследо- вание» 1.Информационные технологии на уроках английского языка 2.Исследовательская деятельность на уроках химии. 3. Использование технологии «сиквейн» и «кластеры» на уроках истории. 4. Презентация опыта работы. 5. Формирование коммуникативной компетенции в начальной школе. 6
Теоретический семинар «Традиционное обучение и личностно-ориентированное образование в школе. Компетентностный подход в образовании» (к.п.н., руководитель эксперимента Посохина Е.В.) 7
О составлении планов индивидуальной методической работы. О создании творческих и проблемных групп, утверждение планов методической работы групп. Внедрение современных образовательных технологий в педагогический процесс. Технология критического мышления. Работа творческой группы «Технология развития критического мышления». Эффективность использования технологии в процессе обучения школьников. Работа творческой группы «Информационные технологии». Эффективность использования технологии в процессе обучения школьников. Работа по самообразованию. Работа творческой группы по внедрению технологии проектов «Панорама проектов» Результаты проведения предметных недель Заседания методсовета МО Работа по самообразованию. Творческие отчёты. Внедрение в учебный процесс инновационных педтехнологий. Анализ результативности. Диагностика профессиональной успешности. Исследовательская работа на уроках. 8
Деятельность творческих групп по изучению и внедрению в образовательный процесс современных педтехнологий Деятельность творческих групп по изучению и внедрению в образовательный процесс современных педтехнологий «Метод проектов»«Технология сотрудничества» «Технология развития критического мышления учащихся» «Информационные технологии в образовательном процессе» «Модельный личностно- ориентированный класс» ( 5 «а» ) -изучение теоретических материалов о педтехнологиях; - деятельность учителей по использованию современных образовательных технологий (взаимопосещение уроков посещение и анализ уроков администрацией ); -панорама методических идей - открытые уроки творческих групп: «Технология развития критического мышления», «Информационные технологии», «Метод проектов», месячник «Педагогический автограф». 9
Как оформить творческий отчёт по теме самообразования? Оказание дифференцированной помощи по вопросам самообразования. Как проанализировать свой собственный урок? Формы проведения заседаний МО. Портфолио учителя. Как оформить творческий отчёт по теме самообразования? Оказание дифференцированной помощи по вопросам самообразования. Как проанализировать свой собственный урок? Формы проведения заседаний МО. Портфолио учителя. Предметные недели Консультации Неделя учителей начальных классов Неделя учителей физической культуры, ОБЖ Неделя учителей иностранного языкаНеделя учителей обществознания 10
МО учителей русского языка 4– урока МО учителей физ-ры, ОБЖ- 3 урока МО учителей технологии, ИЗО, музыки 1– урок МО учителей химии, биологии, географии – 1 урок МО учителей истории, обществознан ия - 1 урок -МО учителей нач. классов - 5 уроков МО учителей ин. языка - 5 уроков МО учителей математики – 2 урока Методический месячник «Педагогический автограф» 22 - урока 11
Работа с учащимися Цель: сформировать заинтересованное отношение к процессу обучения Диагностика Определение уровня обучаемости и обученности учащихся Мотивация деятельности учащихся на уроке Выявление интереса к учебным предметам Формы и методы работы Проектная деятельность Исследовательская деятельность Атмосфера сотрудничества «Ситуация успеха и уверенности » Индивидуализация и дифференциация обучения 12
Мероприятия к Году семьи Работа с родителями Цель: развитие сотрудничества со школой Родительски е собрания Общешкольные «Имидж школы» «Что надо знать о своих детях» Классные Диагностика «Выявление запросов на образовательные услуги» Педсовет «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса» Лекторий «Ваш ребёнок стал хуже учиться» Индивидуальные консультации Социальная и психологическа я службы Воспитательная система школы «Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития, воспитание социально-адаптированной личности через формирование общечеловеческих ценностей» 13
14 ПООЩРЕНИЕ НАГРАЖДЕНИЕ ГАЛА-КОНЦЕРТ «ФОРМУЛА УСПЕХА» УЧАЩИЕСЯРОДИТЕЛИУЧИТЕЛЯ