Перспективные технологии дошкольного и начального образования Секция: ИКТ технологии в дошкольном и начальном образовании © Автор презентации – Петрова Л.А. старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования
Все компьютеры в мире не смогут заменить любознательных студентов, компетентных педагогов, неравнодушных партнеров и общество, осознающее ценность Образования на протяжении жизни Все компьютеры в мире не смогут заменить любознательных студентов, компетентных педагогов, неравнодушных партнеров и общество, осознающее ценность Образования на протяжении жизни Билл Гейтс Билл Гейтс
Условия Совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем Широкое общение со сверстниками из других школ, регионов, стран Свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс
Противоречия Между современными требованиями общества к специалистам с высокой информационной компетентностью и существующей системой подготовки будущих учителей начальной школы Между потребностью будущего учителя начальной школы ориентироваться в информации, электронных и программных средствах, справочно-поисковых системах и отсутствием специализированного методического обеспечения для подготовки будущего учителя начальной школы к информационной деятельности Недостаточной разработанностью в системе подготовки учителя диалоговых, коммуникативно-деятельностных и рефлексивных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса и высоким уровнем их востребованности в реальном образовательно-воспитательном процессе современной школы
Характеристики компетентности в области информационных технологий (ИТ) Способность к оценке и интеграции опыта деятельности в современной инфосреде Стремление к развитию личных творческих качеств Наличие высокого уровня общей коммуникационной культуры, творческих представлений и опыта организации информационного взаимодействия Наличие потребности в саморефлексии Освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования способов представления, передачи и интеграции информации
Информационные технологии Компьютерные обучающие программы: электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий: использование персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках Интеллектуальные и обучающие экспертные системы Распределенные базы данных по отраслям знаний Средства телекоммуникаций: электронная почта, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы
Этапы процесса информатизации Организация изучения информатики в школе; девиз: «Компьютерная грамотность!»; цель: традиционные цели обучения и воспитания Применение ИКТ при изучении различных дисциплин; этап кооперации учителя информатики и учителей предметников; цель: накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке Интеграция ИКТ в учебный процесс; цель: межпредметная интеграция и индивидуализация обучения Этап трансформации школы; цель: введение в практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания в школе
Педагогические цели Повышение качества знаний учащихся Совершенствование методики проведения уроков по различным областям знаний с применением ИКТ Обеспечение дифференцированного подхода в образовательном процессе Обеспечение условий для адаптации в современном информационном обществе Совершенствование контроля знаний Формирование навыков подлинно исследовательской деятельности
Задачи Совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по различным предметам, создавать новые компьютерные программные продукты для образовательного процесса в школе Продолжать разработку методик использования ИКТ в преподавании различных дисциплин; совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе общеобразовательной школы Широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс Совершенствовать профессиональную ИКТ- компетентность педагогов Обобщать и передавать опыт работы учителям города, региона, края Проводить психологические исследования и диагностику деятельности учителя и ученика с целью определения степени влияния ИКТ на психическое и физическое состояние участников образовательного процесса
Показатели эффективности использования ИКТ Активизация познавательной деятельности учащихся Обеспечение положительной мотивации обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста Проведение уроков на высоком эстетическом и эмоциональном уровне Обеспечение высокой степени дифференциации обучения (почти индивидуализацию) Повышение объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза Совершенствование контроля знаний Рациональная организация учебного процесса, повышение эффективность урока Формирование навыков подлинно исследовательской деятельности Обеспечение доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам
Что виделось вчера, как цель, глазам твоим, Для завтрашнего дня– оковы. Для завтрашнего дня– оковы. Мысль – только пища мыслей новых, Мысль – только пища мыслей новых, Но голод их неутолим. Но голод их неутолим. Э.Верхарн Э.Верхарн
Спасибо за внимание! Ярославль-2008