По материалам Л.В. Гражданкиной, к.п.н., доцента кафедры начального общего образования АКИПКРО tent&view=category&layout=blog&id=38&Itemid=87
Структура базисного учебного плана Инвариантная часть Вариативная часть Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Направления внеурочной деятельности: - спортивно-оздоровительное; - художественно-эстетическое; - научно-познавательное; - военно-патриотическое; - общественно-полезная деятельность; - проектная деятельность.
Виды внеурочной деятельности: Игровая деятельность Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность) Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: 1) направлены на достижение конкретных целей; 2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; 3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; 4) в определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами в начальной школе – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Порядок действий в работе с проектами 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов.
Проекты отличаются друг от друга результатом: - поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.); - мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.); числом детей - индивидуальная деятельность; - работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.); - коллективная деятельность; продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев); числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов); набором и иерархией ролей; соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы; необходимостью привлечения взрослых
Субъекты внеурочной образовательной деятельности: учителя начальных классов; преподаватели-предметники; родители обучающихся; учреждения - дополнительного образования, - культуры и спорта, - социума.
Результат внеурочной образовательной деятельности духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка. Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности: - первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом; - второй уровень достигается в дружественной детской среде; - третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Типы программ внеурочной образовательной деятельности: - комплексные; - тематические; - ориентированные на достижение результатов определённого уровня; по конкретным видам внеурочной образовательной деятельности; - возрастные; - индивидуальные.
Структура программы внеурочной образовательной деятельности: - Пояснительная записка. - Содержание внеурочной образовательной деятельности. - Тематическое планирование. - Формы оценки образовательных результатов.