Научно-исследовательская работа школьников как особый вид деятельности
Исследовательская работа - особый вид деятельности, где деятельность есть активное взаимодействие субъекта и объекта. Основу исследовательской деятельности составляют действия, направленных на решение проблемных задач и ситуаций. Классификация действий предложенная И. А. Зимней. Все действия делятся на 3 группы:: интеллектуально-исследовательская - В нее входят собственно интеллектуальные операции и собственно исследовательские действия. К ним относятся, например, такие умственные действия, как сравнение, анализ, синтез, обобщение или более сложные: систематизация, моделирование, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования. Здесь происходит проектирование научного исследования, информационно-рецептивная - включает в себя действия с информацией, которую необходимо воспринять (рецептировать) и обработать соответствующим конкретным исследовательским задачам образом. Общей целью при работе с информацией в рамках подготовки к любому исследованию является возможность извлечь необходимое для уточнения, прояснения поставленных задач и вариантов их решений. Прием и интерпретация информации осуществляется за счет использования различных стратегий чтения продуктивная - составляют действия по проведению научной работы, фиксацию и обработку ее результатов и закрепления их в научном тексте
Проведение исследования включает в себя два последовательных элемента: 1.Собственно проведение 2. Аналитический, рефлективный этап. Проведение научного исследования
Учебное исследование и научное исследование Учебное исследованиеНаучное исследование Развитие личности через: приобретение учащимся функционального навыка исследования, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Получение объективно нового результата, новых знаний.
Три уровня исследовательского метода обучения 1. Преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения; 2. Преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования; 3. И постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляется учеником.
Структура исследования определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; Практические выводы.
Изменение учебной деятельности Ориентация на самостоятельность обучения Увеличение направлений деятельности Формирование умения работать самостоятельно, в коллективе, критически относиться к информации, толерантности
Изменение задач и стиля преподавания Консультирование и организация самооценки и самоорганизации школьников Управление учебной деятельностью не прямое, а опосредованное Оценивание не только ЗУН, но и компетенций!