Великая цель образования - это не знания, а действия Герберт Спенсер «…образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека…». Д.Дьюи
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Сущностные характеристики стандартов Важен ПРОЦЕСС = инвариантное ядро содержания Важен РЕЗУЛЬТАТ = Цель - формирование способов деятельности
«Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности» Учёными ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Что же он означает?
Построение образовательного процесса на психологической основе Особая организация учебной деятельности детей Продуманное содержание образования Зачем нужно учиться? Как правильно учиться самому? Чему нужно учиться?
Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик: 1. сам формулирует проблему, 2. сам находит ее решение, 3. решает, 4. самоконтролирует правильность этого решения.
Деятельностный подход к обучению предполагает: - наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Технология деятельностного подхода включает в себя следующую последовательность деятельных шагов: 1 Самоопределение к деятельности 2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 3 Постановка учебной задачи 4 Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми новых знаний). 5 Первичное закрепление.
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7 Включение в систему знаний и повторение. 8 Рефлексия деятельности (итог урока).
Деятельностный подход ориентирует учащихся не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащегося.