Дистанционное обучение (e-learning)
Что такое - дистанционное обучение? Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
Дистанционное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты: Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг. ДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.
С появлением Интернета, методики дистанционного обучения получили новое развитие, поскольку Сеть позволяет не только передавать информацию, организовывать живое общение между удаленными собеседниками, но и обеспечивает удаленное обучение персонала.
1. Полноценный Интернет-сайт предоставляет такие средства общения как форумы и чаты. Обмен мнениями с коллегами может сыграть большую роль в повышении квалификации специалиста. Всероссийский Интернет-педсовет Задача: популяризировать работу работников образования в сети, активизировать и сформировать профессиональную педагогическую аудиторию. Благодаря Интернет-педсовету, очень многие учителя поверили в сетевые возможности и стали активно их развивать. Интернет-педсовет сам по себе превратился в жанр образовательного Рунета. Для обсуждения профессиональных вопросов предназначены форумы Темы обсуждения сгруппированы по направлениям методические, проблемные и профессиональные. Средства дистанционного обучения
2.На сайте могут быть размещены разнообразные учебные текстовые, графические, аудио- и видео материалы, которые пользователи могут скачать и изучить. Подобная информация, находящаяся в свободном доступе значительно сократит расходы на дистанционное обучение сотрудников физика в анимациях, научные форумы электронный учебник по органической химии: анимация, игротека. - газета «Биология в электронном варианте, рубрика «Я иду на урок биологии».
Средства дистанционного обучения 3.В рамках интернет ресурса можно организовать живую видеоконференцию собеседников, находящихся в разных частях света. Это особенно эффективно при дистанционном обучении. Бесплатные семинары, тренинги, выставки, конференции… Новый способ делового общения – видеоконференции, быстро завоевывает мировой рынок связи в бизнесе, правительственных кругах и даже в таких областях, как обучение и медицина.
Средства дистанционного обучения 4.На Интернет-сайте могут быть размещены интерактивные тесты для проверки знаний, конкурсные, олимпиадные задания и т.п. - Образец варианта вступительного экзамена по истории России. Интерактивный тест по варианту вступительного экзамена по истории России. - Демонстрационные варианты ЕГЭ, география, информатика (интерактивные демоверсии с подсчетом баллов). - Классические тесты IQ. - Интерактивные тесты на сайте центра дополнительного языкового образования – Тесты, английский язык.
Средства дистанционного обучения 5.Интернет позволяет пополнить программное обеспечение. Образовательные программы упрощают процесс подготовки учебного и дидактического материала дистанционного курса. - много полезных программ, в том числе конструктор тестов, архиваторы, графические калькуляторы, конструктор кроссвордов и т.д.
Средства дистанционного обучения 6.После публикации web сайт становится доступен пользователям Интернет всего мира. Это означает, что вы сможете реализовать программы по повышению квалификации опираясь на передовой педагогический опыт. - Сайт учителя биологии Позднякова Алексея Петровича, задания к конкурсам по биологии, анимация, работы учеников. - Разработка уроков по методике НИТИ - использования новых информационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов. (Аббревиатура НИТИ означает «новые информационные технологии и Интернет»). НИТИ- методики – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
Информационные ресурсы Индустриальное общество материальные ресурсы природные ресурсы трудовые ресурсы финансовые ресурсы энергетические ресурсы – совокупность предметов труда; – объекты, процессы, условия природы; – люди, обладающие знаниями; – денежные средства; – носители энергии.
Информационные ресурсы Информационное общество Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов; – документы и массивы в информационных системах; Информационная система Информационная система информационные потоки обработка информации методытехнологиисредства
Классификация информационных ресурсов Государственные информационные ресурсы Собственники: – Российская Федерация; – субъекты Российской Федерации. Негосударственные информационные ресурсы Собственники: – физические лица; – юридические лица.
Классификация информационных ресурсов открытый доступ; ограниченный доступ. государственная тайна. конфиденциальная информация; – информация о гражданах – закон РФ «О государственной тайне»
Классификация информационных ресурсов Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти Документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, демографическую информацию Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах Запрещено относить к информационным ресурсам с ограниченным доступом
научно-технические и специальные информационные ресурсы; научно-технические и специальные информационные ресурсы; Классификация информационных ресурсов Мировые информационные ресурсы деловые информационные ресурсы: деловые информационные ресурсы: массовые потребительские информационные ресурсы. массовые потребительские информационные ресурсы. – биржевые и финансовые информационные ресурсы; – статистические информационные ресурсы; – коммерческие информационные ресурсы: – новостные информационные ресурсы;