Доклад «Тарифное регулирование в топливно–энергетическом и жилищно– коммунальном комплексе на 2008 год» Заместитель Руководителя ФСТ Росси Е.В. Яркин
Обеспечение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки. Долгосрочные договоры на поставку газа потребителям за исключением поставок газа населению. Опережающие темпы роста цен на газ. Новая энергетическая ситуация в России
Последствия изменения энергетической ситуации Удорожание производства электроэнергии и тепла в комбинированном режиме производства Удорожание услуг организаций коммунального комплекса Изменения ТЭБ
Баланс электрической энергии субъектов Российской Федерации. Проблемы: 1. Как правило нет согласованного представления баланса субъекта Российской Федерации (различный прогноз СО, АПБ, региональных организаций). 2. Нет долгосрочных программ развития производительных сил региона, что затрудняет принятие обоснованных уровней электропотребления в регионах. Тарифные решения в электроэнергетике на 2008г.
1. Все тарифные решения ФСТ России принимаются исходя из максимальных предельных значений тарифов, принятых для субъекта Российской Федерации в целом. Проблема: невыполнение данного требования приводит к выпадающим доходам, как правило в РСК. 2. В соответствии с Постановлением Правительства от г. 529 тарифы поставщиков определяются методом индексации. Проблема: перекрестное субсидирование электрической энергией тепла. Тарифные решения в электроэнергетике на 2008г.
3. В соответствии с постановлением Правительства от г. 530 тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются исходя из равенства тарифов на услуги по передаче для всех потребителей расположенных на территории субъекта РФ. Проблемы: Определение организаций оказывающих данный вид услуг и расчеты с предприятиями электрических сетей непосредственно не оказывающих услуги; Расчеты нижестоящих предприятий с вышестоящими в цепочке «потребитель – производитель энергии». Проблемы субъектов Российской Федерации
Сформированный на сегодняшний день Реестр включает 123 гарантирующих поставщика, из них 55 – энергосбытовых организаций, созданных в результате реорганизации АО-энерго (п. 36 а) ПП 530). Основные проблемы: 1. Не представлена информация из 7 субъектов РФ (Московская, Пензенская, Томская, Челябинская, ХМАО, г. Байконур); 2. В ряде субъектов РФ отсутствуют оформленные Уполномоченным органом решения о согласовании границ зон деятельности ГП (Республики Башкортостан, Марий Эл, Саха (Якутия), Алтайский край, Камчатская, Московская, Тверская, Челябинская, Ярославская области); Состояние дел по формированию и ведению Федерального информационного реестра ГП и зон их деятельности
3. В ряде субъектов РФ статус ГП присвоен некоммерческим организациям (Администрациям сельских поселений, индивидуальным предпринимателям и т.д.) что противоречит 35-ФЗ «Об электроэнергетике»: Хабаровский край; Амурская область; Читинская область. 4. На сегодняшний день отсутствуют утвержденные Правила проведения конкурсов на право осуществления деятельности ГП, не смотря на истечение 6-месячного срока в соответствии с ПП 530; 5. Решения об утверждении сбытовых надбавок представлены от 22 субъектов РФ (в т.ч. в 7 субъектах РФ сбытовые надбавки на 2007 год не устанавливались). Просьба ускорить исполнение письма ЕЯ-1146/14 от г.! Состояние дел по формированию и ведению Федерального информационного реестра ГП и зон их деятельности
Тарифное регулирование на 2008 год 7% прирост тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - на уровне инфляции (основные параметры социально-экономического развития на 2008 год) прирост более 7%, но не превышающий 17%, обусловлен следующими причинами: - Включение финансовых средств, необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса; - Рост тарифов естественных монополий.
Тарифное регулирование на 2008 год N УслугаРост тарифов (цен) в среднем по Российской Федерации Изменение размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по Российской Федерации 1Электроснабжение114% 118% 2Теплоснабжение118% 3Водоснабжение115% 4Водоотведение115% 5Газоснабжение125% 6ТБО115% Индекс изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в среднем по Российской Федерации будет превышать предельный размер роста тарифов на товары и услуги ЖКХ вследствие необходимости доведения уровня платежей граждан за жилищно- коммунальные услуги до 100%, постепенной ликвидации перекрестного субсидирования тарифов для населения другими группами потребителей, но не превысит в среднем 120%.
Информация по инвестиционным и производственным программам ОКК и теплоснабжающих организаций, включенных в расчет предельных индексов роста тарифов ОКК В июле 2006 года экспертными организациями осуществлена независимая комплексная экспертиза представленных инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса и теплоснабжающих организаций, планируемых к реализации в 2007 году. Проведенная экспертными организациями работа показала в целом отсутствие качественных инвестиционных и производственных программ: - не четко были определены результаты включения финансовых средств в тарифы организаций; -источником финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в основном являлись тарифы организаций коммунального комплекса, а не надбавки, определенные Федеральным законом от ФЗ.
Информация по инвестиционным и производственным программам ОКК и теплоснабжающих организаций, включенных в расчет предельных индексов роста тарифов ОКК Проблема: - неготовность на уровне органов местного самоуправления (по большинству муниципальных образований субъектов Российской Федерации) к осуществлению полномочий по государственному регулированию тарифов, которая выражается в отсутствии соответствующей материально-технической базы и остром кадровом дефиците.
Экспертиза инвестиционных и производственных программ в 2008 году При регулировании предельных индексов роста тарифов на 2008 год ФСТ России особое внимание будет уделено комплексному анализу программ развития организаций коммунального комплекса, предполагаемых к реализации на долгосрочный период регулирования. При этом ФСТ Росси считает, что исключительно важным является синхронизация инвестиционных проектов естественных монополий (ОАО «Газпром» и ОАО РАО «ЕЭС России») с инвестиционными проектами в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
ФСТ России осуществлен комплексный мониторинг решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для целей принятия тарифных решений в сфере жилищно-коммунального комплекса на 2008 год. Дополнительно осуществлен мониторинг принятых решений органами исполнительной власти в сфере жилищно- коммунального комплекса, в части утвержденных предельных индексов роста тарифов организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги. Комплекс мониторингов, проводимых ФСТ России в 2006 году
Проблемные вопросы С 1 января 2009 года регулирование предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение, предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации осуществляться не будет. Весь перечень полномочий по регулированию тарифов в сфере жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Проблемные вопросы Вопросы регулирования: - целесообразность продления сроков утверждения предельных индексов в сфере жилищно-коммунального хозяйства до 2012 года; -полномочия по утверждению предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги передать с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации; -разграничения полномочий между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!