2-3 февраля 2010 г. Разработка решения для управления высшим учебным заведением на платформе «1С:Предприятие 8.2» Шульгин Андрей Олегович Ставропольский государственный университет
Типовые проблемы, приводящие к необходимости внедрения информационной системы в вузе сложные иерархические организационно-управленческие и организационно-технологические структуры, большое количество подразделений наличие независимых однотипных подразделений (деканаты, кафедры, учебно-методические отделы), выполняющих одинаковые функции, имеющих схожую организационно-штатную структуру, типовой документооборот и другие аспекты деятельности интенсивное информационное взаимодействие между подразделениями вуза необходимость поддержания информационного взаимодействия с большим количеством внешних организаций участие в процессе обработки информации большого количества пользователей и персонала различных категорий широкий спектр областей и направлений деятельности, подлежащих автоматизации (управление процессом обучения, управление процессом воспитания, управление финансами, информационное обеспечение, управление образованием и кадрами и т.д.)
Концептуальная схема бизнес-процессов (организационных процессов) вузов
Модели зрелости вузов по уровню использования автоматизированной информационной системы управления Локальные программные средства обеспечения отдельных видов контрольной и учетной деятельности Модули: 1. «Бухгалтерский учет» 2. «Контингент студентов», 3. «Контингент аспирантов и докторантов 4. «Кадровый учет и делопроизводство» 1 уровень Интегрированное программное решение автоматизации и информационного обеспечения основных процессов Подсистемы: 1. Подсистема управления персоналом и финансами 2. Подсистема управления студенческим составом 3. Подсистема управления учебным процессом 4. Подсистема управления научными исследованиями и послевузовским образованием 3 уровень Локальные программные средства обеспечения основных видов деятельности без интеграции и мощных аналитических функций Модули: 1. Программные средства управления персоналом и финансами 2. Программные средства студенческим составом 3. Программные средства учебным процессом 4. Программные средства научными исследованиями и послевузовским образованием 2 уровень Единая система с мощными аналитическими функциями и интеграцией в единое образовательное пространство вуза Подсистемы: Все подсистемы, обеспечивающие автоматизацию и информационную поддержку управленческих, основных и вспомогательных процессов 4 уровень
Преимущества платформы «1С:Предприятие 8.2» широкая распространенность и доступная цена технологической платформы и лицензий «1С:Предприятие 8» наличие большого количества сертифицированных специалистов по внедрению и разработке решений на платформе «1С:Предприятие 8» работа, настройка и расширение автоматизированной информационной системы с использованием сетей общего доступа и интернет-браузеров хранения данных в одной из следующих СУБД: MSSQL, Oracle, PostgreSQL, IBM DB2
Функциональные блоки и контуры автоматизированной системы
Функции подсистемы «Планирование учебного процесса» создание, хранение и обработка учебных планов специальностей и направлений подготовки создание, хранение и обработка рабочих учебных планов закрепление дисциплин за кафедрами создание хранение и обработка планов-графиков учебного процесса
Функции подсистемы «Приемная кампания» хранение и обработка информации об абитуриентах организация работы приемной комиссии учет данных о результатах ЕГЭ и взаимодействие с ФБС формирование направлений на сдачу ЕГЭ статистика и аналитика зачисление в ВУЗ
Функции подсистемы «Управление студенческим составом» хранение и обработка сведений о контингенте студентов вуза контроль движения студентов ввод и обработка данных об успеваемости и посещаемости назначение стипендий формирование унифицированных выходных документов (справки, дипломы) списочные и аналитические отчеты по студенческому составу
Функции подсистем «Расчет часов» и «Распределение учебных поручений» планирование учебной нагрузки и штата кафедр согласование и синхронизация расчета часов хранение и обработка сведений о профессорско- преподавательском составе учреждения закрепление нагрузки за преподавателями качественный анализ кадрового состава формирование унифицированных документов комплексная оценка качества распределения учебных поручений
Функции подсистемы «Формирование приказов» формирование унифицированных распорядительных документов для абитуриентов, студентов, учебных планов и т.д. контроль корректности изменения состояний объектов создание пользователем новых типов документов
Функции подсистемы «Формирование отчетности» проектирование и разработка форм регламентированной отчетности формирование аналитических и статистических отчетов формирование списочных отчетов вывод отчетных форм на печать
Социальная ориентация основных процессов Высокий уровень зависимости от случайных или субъективных факторов Наличие элементов с низким уровнем формализации Функциональная и структурная сложность Устоявшиеся традиции учебного заведения, изменение законодательства Кластеризация учебных заведений Проблема: типовых решений не бывает
Методика внедрения решения Анализ, начальный сбор требований, изучение организационных процессов 1 этап Модернизация типового решения для управления высшим учебным заведением 3 этап Формирование рекомендаций по реорганизации процессов, планирование функционального состава системы 2 этап Внедрение конфигурации, настройка, обучение, интеграция с используемыми информационными системами 4 этап
Преимущества решения технологическая платформа «1С: Предприятие 8.2» единая информационная среда системы с широкими возможностями по ее адаптации к существующим в вузах системам управления возможность настройки выполняемых функций и адаптации без существенных изменений в программном коде широкие функциональные возможности по управлению основными процессами, обеспечивающие потребности большого количества вузов возможность интеграции системы с функционирующими в вузах программными средствами
2-3 февраля 2010 г. Доклад окончен. Спасибо за внимание!